Толкования на Авм. 1:4

Свт. Кирилл Александрийский

Сего ради разорися закон, и не про­изводит­ся в совершение судъ: яко нечестивый преобидитъ праведнаго, сего ради изыдетъ суд развращен

См. Толкование на Авм. 1:3

Блж. Иероним Стридонский

И совершался суд, и возникла вражда сильнейшая; поэтому растерзан был закон и суд не был доведен до конца: ибо нечестивый превозмогает против праведного, отчего и выходит суд превратный

До настоящего места пророк или народ говорит Господу, что против него происходил суд не по справедливости, а по насилию, и решение он получил, ни в чем не соответствующее закону или правде. Посему и самый суд не имел конца своего; а конец или цель суда заключается в том, чтобы судить справедливо. А почему он осмеливается говорить так, это он показывает в следующих словах, говоря: Ибо нечестивый Навуходоносор одержал верх против праведного Иуды (4Цар. 24) и это – причина, по которой, по словам его, суд не доведен до конца: ибо он был неправый и развращенный; почему и праведный царь Иосия будет убит царем Египетским (4Цар. 23), а Даниил, Анания, Мисаил и Азария будут в рабстве (Дан. 3); и будет повелителем владыка Вавилонский, а Валтасар, окруженный непотребными женщинами и наложницами своими будет пить вино из сосудов Божиих (Дан. 5). Так говорит пророк о положении дел в дни своей жизни (ибо мы следуем, – как ты однажды выразил желание, – простоте исторического рассказа).

С другой стороны согласно смыслу перевода LХХ здесь говорится об общей жалобе святых людей к Богу, почему против них совершается суд несправедливый, и они во время преследований проливают кровь неповинную; и при этом, но если они когда-либо предстают пред судищем судей своего времени, то судья, получив подарки, осуждает невинного и оправдывает виновного. Это также может быть отнесено не только к судьям века сего, но иногда даже и в предстоятелям церквей, – именно: что за подарки они растерзывают закон и не доводят суда до конца, а нечестивый одерживает перевес над праведным, так что на суде больше защищается грех человека богатого, чем правда бедного. От этого и происходит жалоба, что суд бывает извращенным. Но мы не должны смущаться несправедливостию такого порядка вещей, видя, что и в начале Мира нечестивый Каин убил праведного Авеля (Быт. 4), и позднее Исав господствовал в доме отца, изгнав из него Иакова (Быт. 28), а Египтяне обременяли потомков Израиля выделкою глины и кирпичей; так же как и Господь наш, против Которого ныне выражается жалоба, был распят Иудеями, а разбойник Варавва был отпущен на свободу. Мне было бы недостаточно целого дня, если бы я захотел исчислить, сколь много в этом мире от превосходства в силе нечестивых происходит угнетения для праведных.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.

Лопухин А.П.

От этого закон потерял силу, и суда правильного нет: так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный

См. Толкование на Авм. 1:2