Толкования на Авм. 3:2

Свт. Кирилл Александрийский

Господи, услышахъ слух Твой и убояхся. Господи, разумех дела Твоя и ужасохся: посреде двою животну познан будеши: внегда приближитися летом, познаешися: внегда приити времени, явишися: внегда смутитися души моей во гневе, милость (Твою) помянеши

Эту речь можно относить, если угодно, и к самому Отцу всех Богу, как открывающему Сына и сообщающему слух о Нем чрез Духа, или же, и по праву, к Самому вочеловечившемуся Слову. И если эту речь относить к Отцу, то мы должны будем понимать ее таким образом. О, Господи всяческих, говорит, я поражен данным откровением или слухом о Твоем Сыне; ибо поразительны и неизреченны эти глаголы, и образ домостроительства превыше всякого закона. Если же, устремив око сердца, внимательно рассмотрю величие дел Твоих, то последствием этого будет не иное что, как великое изумление. Если же эта речь относится к Сыну, то и тогда мы истолкуем ее таким образом. О, Господи, Вседержитель всяческих! Хотя Ты и стал плотью, но когда я получил слух или весть и откровение о Тебе, то я пришел в страх. Я поражен, и вполне справедливо, чрезвычайностью этого дела; ибо я узнаю, что Ты, будучи образом Родителя и во всем равным Ему, добровольно снизойдешь до уничижения Себя, сделаешься подобным нам человеком от жены и примешь образ раба, и, будучи с нами Бог, припишешь себе отца: «будешь послушлив даже до смерти, смерти же крестныя» (Фил. 2:6-9 ср. Гал. 4:4). Посему «услышах слух Твой и убояхся: разумех дела твоя и ужасохся»; ибо Ты благовествовал слепым прозрение, проповедовал пленным отпущение (Ис. 61:1-2; Лк. 4:18-19), врачевал сокрушенных сердцем, обращал заблуждающихся, соединил разрозненное (Пс. 146:3), был светом сущим во тьме (Ис. 9:2; Лк. 1:79), дверью и путем к жизни и освящением (Ис.45:1; Ин. 10:7; 14:6); Ты стал миром, чрез веру соединяющим в один народ сущих от обрезания и сущих из язычников (Еф.2:14, 18), сделался камнем краеугольным, избранным, честным (Ис. 28:16; Мф. 21:42). Ты приобрел вселенную Богу и Отцу, освободил от грехов тех, которые пленены были по немощи, исхитил из руки дьявольской (1 Ин. 3:8). Рабы воссияли благодатью сыноположения (Еф. 1:5; Кол. 1:13), человек земной сделался гражданином неба (1 Кор. 15:47-49). Сверх этого, думаю, достойно внимания и следующее. Ты, животворящий всех, претерпел вместе с нами телесную смерть. Но Ты сделался первенцем из мертвых, начатком усопших, первородным человечества, восстановленного к нетлению; ибо Ты воскрес как Бог, поправ сурового и неодолимого зверя, то есть смерть, уничтожив силу древнего того проклятия, в Тебе и чрез Тебя потеряло значение сказанное против нас определение: «земля еси, и в землю отидеши» (Быт. 3:19).

Посреде двою животну познан будеши. Это объясняется различными толкователями различно. Один из них сказал, что двумя животными названы здесь Дух и Сын, и посреди их познается Бог и Отец. Но, по моему мнению, такое толкование заключает в себе много грубого и нелепого. Кто дерзнет сказать, что жизнь, то есть Сын или Дух Святой, есть животное? Напротив, жизнь есть то, что оживотворяет, а животное заимствует жизнь от другого. Но и в другом отношении нелепо называть как бы средним между обоими Отца, Который именуется первым по чину исповедания Святой и Единосущной Троицы. Впрочем, мы отнюдь не утверждаем, что по наименованию поставленный прежде Сына и Духа и существовал прежде их; ибо это – пустые слова и ложь. Напротив, мы думаем и веруем, что Он имеет совечным Себе Слово, и был то, что есть, не без Духа Своего. Но нераздельно с тем, как мыслится Бог Отец, в то же время предполагается и существование Того, чрез Кого Он есть Отец, и Сам божественный Его и Святой Дух. Поскольку же Он есть некий источник как бы Своего порождения, то благоусмотрительно именуется прежде. Итак, я понять не могу, как Он может быть серединой между Сыном и Духом. Но может быть скажут, что «среднее» надобно понимать как бы по месту. Но и это неуместно, ибо Божество не занимает места, потому что оно не количественно и не телесно. Другие же говорили, что две жизни – это Новый и Ветхий Завет, в средине которых познается Христос. В этих созерцаниях пусть каждый идет той дорогой, какую изберет по своему усмотрению. Мы же, раз отнеся эти слова к лицу Христа, сделаем разъяснение этих мыслей соответственно закону. Итак, Господь наш Иисус Христос соделался умилостивлением чрез веру. Так мудрствовать и говорить угодно было и божественному Павлу (Евр. 2:17, 3:14). Чрез Него мы освободились от всякой вины (пред Богом) и получили милость и благоволение Отца. И премудрый Иоанн засвидетельствует об этом, говоря: «чадца моя, сия пишу вам, да не согрешаете: и аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника: и той очищение есть о гресех наших, не о наших же точию, но и о всего мира» (1 Ин. 2:1-2). Поскольку древние прообразы прикровенно изображали имевшее совершиться в действительности, то мы скажем, что из бывшего в святой скинии указывало на Сына, как умилостивительную жертву по воле Отца. Итак, Бог всяческих повелел, чтобы были в святой скинии живот и светильник, и также трапеза; кроме того очистилище из золота и завеса из нитей пурпура или виссона и червленицы крученой, которая (завеса) поддерживалась четырьмя столбами и висела над святым кивотом; затем сделанные из золота два Херувима поставил на очистилище по правую и левую сторону, с лицами, обращенными к нему. Все это опять было прикровенным указанием на таинство Христа. Слово стало плотью, хотя и будучи Богом и Господом всяческих, как явившееся по природе от Бога и Отца. Но хотя Оно стало плотью и сделалось по воле Отца умилостивительной жертвой, но Оно не перестало быть тем, чем Оно было, то есть быть Богом; Оно и теперь обладает властью и славой подобающей Богу, и теперь Его окружают высшие силы и исполняют порученные Им служения. Посему Херувимы и окружают очистилище и постоянно смотрят на него; ибо небесным силам, святым и пречистым, свойственно созерцать божественную славу, взирать на Бога и постоянно исполнять угодное и приятное Ему. Итак, «познан будеши», говорит, Господи, Кто ты будешь, сделавшись подобным нам. Из прообраза, бывшего в святой скинии, Ты ясно будешь познан, что Ты жертва очистительная: Ты стоишь посреди двух животных, то есть Херувимов, и имя Тебе – очистилище. И это истинное название, ибо сам Христос говорит: «Не посла бо Бог Сына Своего в мир, да судит мирови, но да спасется Им мир» (Ин. 3:17).

внегда приближитися летом, познаешися: внегда приити времени, явишися

Закон предвозвещал тайну Христа, и хор святых пророков прорицал о Нем. Полезно сопоставляя с написанным о Нем в древности то, что сбылось и совершилось во время Его пришествия, тайноводители разнообразными способами укрепляют нас в вере в Него, и мы увидим, что и сами они находили здесь утверждение для собственного своего ума. Таковы, например, слова, сказанные устами Евангелистов. Господь наш Иисус Христос изгнал из храма «продающая овцы и волы, и дски опроверже пеняжников. И сотворив, – как бы, – бич от вервий, вся изгна, глаголя: не творите дому Отца моего дому купленаго» (Ин. 2:14-16). И что же потом? «Помянуша, – говорит, – ученицы Его, яко писано есть: жалость дому Твоего снесть Мя» (Ин. 2:17). Некогда Иосиф помыслил, что обрученная ему дева растлена и хотел тайно отпустить ее; тогда «ангел Господень, – говорит, – во сне явися ему, глаголя: Иосифе, сыне Давидов, не убойся прияти Мариам жены твоея: рождшеебося в Ней, от Духа есть Свята. Родит же Сына, и наречеши ему имя Иисус: Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1:20-21). Потом Священное Писание приступило к удостоверению (в истине сказанного); ибо оно опять говорит так: «сие же все бысть, да сбудется реченное Исаиею пророком, глаголющем: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» (Мф. 1:22-23). Мы увидим, что и сам Еммануил подкреплял веру в Себя посредством предвозвещенного пророками и требовал, чтобы Его познавали уже из самых событий, и сличающие с предвозвещенным совершившиеся дела уже нисколько не сомневались в том, что Он именно и есть предвозвещенный законом и пророками. Так пришли к Нему некоторые из учеников Иоанна, любопытствуя и говоря: «Иоанн Креститель посла нас к Тебе, глаголя: Ты ли еси грядый, или иного чаем»?» Он же хотя и мог сказать, что это – Я, а не иной Кто, убеждает их обратиться к древнему пророчеству, говоря: «шедша возвестита Иоанну, яже видеста и слышаста: яко слепи прозирают, хромии ходят, прокаженнии очищаются, глусии слышат, мертвии востают, нищии благовествуют: и блажен есть, иже аще не соблазнится о Мне» (Лк. 7:20-23). Итак, истинно, что, как говорит пророк, «внегда приближитися летом, познаешися», что во времена, предопределенные волей и советом Бога и Отца, явился Христос; ибо в последние времена века Он явился нам, был познан и исповедан, как, например, прежде других Нафанаил воскликнул, говоря: «равви, Ты еси Сын Божий, Ты еси царь Израилев» (Ин. 1:49). Итак, Он познан был, когда приблизились времена, то есть время домостроительства во плоти, познан был святыми и наконец всей вселенной; ибо «посреде двою животных» мы познали умилостивление (очистилище) как предуказанное в прообразах законных, то есть Христа.

внегда смутитися души моей во гневе, милость (Твою) помянеши

Человечество прогневало Творца преступлением Адама, который совершенно пренебрег данной ему заповедью; посему мы, жалкие, были смущены и погибали, подвергшись проклятью и наказанию; пока гневался Бог, мы находились под владычеством смерти. Посему праотец Адам, как корень рода человеческого, услышал: «земля еси и в землю отидеши» (Быт.3:19). Но Творец не совсем презрел нас, но как Бог помиловал нас; ибо если и «пожре смерть возмогши, – по слову пророка, – но паки отят Господь Бог всякую слезу от всякаго лица: поношение людий отят от всея земли» (Ис. 25:8). Во Христе упразднена держава смерти, по уничтожении греха, ради которого мы и подверглись поношению. Господь вспомнил о нас и помиловал нас, как и воспевает божественный Давид; ибо Он возвратил нам нетление и жизнь, хотя мы и были смущены, как я только что сказал, вследствие божественного гнева, так что нам недоставало духа, то есть наши души были отторжены и отвержены. Так действовала в нас смерть; потому что после прогневления Бога, мы осуждены на смерть; но опять спасены помилованные. В этом удостоверит блаженный Давид, говорящий к Богу всяческих: «отвращшу же Тебе лице, возмятутся», «и в персть свою возвратятся: послеши Духа Твоего, и созиждутся, и обновиши лице земли» (Пс. 103:29-30). Подвергшись отвращению вследствие преступления Адама, мы обратились в персть, из которой и произошли. Но поскольку во Христе и чрез Христа мы опять обогатились божественным Духом, сделавшись причастниками Его естества, по Писанию, то мы возвращены в первобытное состояние и обновлены, и спасены. Это, несомненно, истина; об этом нам сам божественный Павел написал, что все, сущее «во Христе, нова тварь: древняя мимоидоша, се быша вся нова» (2 Кор. 5:17). Итак, мы были смущены, с самого начала претерпевая последствия гнева божественного. Когда же в приблизившиеся лета познан был Христос и в предопределенные древле времена открылся, то наконец Он вспомнил о милости; ибо мы оправданы не от дел закона, – по Писанию, – «не от дел праведных, ихже сотворихом мы, но по великой Его милости» ((Тит. 3 ср. (Рим. 3:20-28).

Толкование на пророка Аввакума.

Прп. Симеон Новый Богослов

Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости

От кого же это другого он услышал? Пророчествуя, он о Господе проповедал. Как же говорит: Господи, услышах слух Твой? И что хочет он открыть чрез удвоенное слышание, когда говорит: услышах слух Твой? Что другое, кроме того, что чрез осияние Святого Духа, или откровение от Него, познал удостоверительно Господа нашего Иисуса Христа, и опять, чрез сокровенное глаголание сего же Святого Духа научаем, познал все воплощенное домостроительство Господне; и потом сие о Господе учение, которое приял от Духа Святого, он так усвоил себе, как бы оно было его собственное, и как бы видя Господа, как и в самом деле удостоверительно видел Его чрез осияние от Святого Духа, говорил Ему: посреде двою животну познан будеши, внегда приближитися летом, познаешися, внегда прийти времени, явишися. Так что учение вместе и ведение, которое бывает чрез созерцание, действием Духа, он называет слухом, который слышал, о воплощенном домостроительстве Господа. И тем, что сказал: «Господи!», показывает, что видел Его пред собою и собеседовал с Ним, ибо какой человек беседует с тем, кого не видит? Ужели кто может, не видя земного царя пред собою, говорить ему: о, царю! услышал я определения, какие положила царская власть твоя? Никак. А пророк говорит, и говорит не только – услышах слух Твой, но еще и – познан будеши, и – познаешися, и – явишися; почему, как познавший со всею удостоверительностию весь совет Господа, говорит как бы Ему: то и то хочешь совершить Ты, Господи, как определило Царство Твое. Да и все пророческие изречения наибольшею частию то же значат.

Слова (Слово 52-е).

Блж. Иероним Стридонский

Господи, я услышал слух Твой, и убоялся: Господи, оживотвори дело Твое оное в средине лет

Вместо того, что́ мы, Акила и Феодотион перевели: «оживотвори оное», Симмах перевел: «снова оживотвори оное», воскреси его. А встречаемые у Семидесяти слова: «размыслил и был изумлен не находятся ни в Еврейском тексте, ни у одного из переводчиков, так что если уничтожить то, чего нет в Еврейском, то, согласно переводу Семидесяти, может быть прочитано так: «Господи, дела Твои среди двух животных Ты будешь познан:» а так как это является совершенно непонятным (ἀδιανόητον), то и были присоединены вышеприведенные слова. В Еврейском же мы читаем: Аdonai, т. е. «Господи», phalach, т. е. «дело Твое», bacereb, т. е. «в средине», sanim, т. е. «лет», heieu, т. е. «оживотвори оное» [בךרב שינם הייהו (והוה)בּּצ לק] Это мы говорим для того, чтобы ясно знать, что в переводе Семидеcяти прибавлено лишнее, Евреи в историческом смысле объясняют это место так. «Господи, я услышал слух Твой и убоялся». Услышал, – говорит, – о наказаниях, которые Ты приготовил Навуходоносору и диаволу, и в числе которых Ты указал следующие: Горе тому, кто умножает не принадлежащее ему (Авв. 2, 6), во-вторых: Горе тому, кто собирает дому своему скупость нечестивую (Авв. 2, 9), в-третьих: Горе тому, кто устрояет город на крови и приготовляет укрепление на беззаконии (Авв. 2, 12), в-четвертых: Горе тому, кто дает питье другу своему, примешивая желчь свою и опьяняя его (Авв. 2, 15) и в-пятых: Горе тому, кто дереву говорит: „пробудись“ и камню молчащему: „встань“ (Авв. 2, 19). И так как и устрашен тем, что дракон великий будет поражен столь великими язвами, то смиренно прошу Тебя, Господи, чтобы Ты исполнил то, что́ обещал, и по окончании времен подал Христа Твоего. Ибо Ты сказал, что видение еще далеко и откроется в конце, и не обманет. Осуществи же то, что́ Ты обещал, т. е. исполни Твое обетование; пусть не умрет слово Твое понапрасну, но исполнится на деле. – Что же касается нас христиан, то это пророчество может быть понято также и в отношении воскресения Спасителя, – именно, чтобы Он, умерший за нас, восстал от мертвых и воскрес. Но, согласно Семидесяти, смысл совершенно другой, а потому мы должны представить толкование народного издания (Vulgаtае). Господи, я услышал в Писаниях слово Твое, и так как Ты дал мне ухо, – согласно сказанному пророком Исаиею: «Он дал мне ухо для слышания» (Ис. 50, 5), то я выслушал так, как Тебе было угодно, чтобы слово Твое было выслушиваемо, и прилежно созерцал дела Твои (да не будет сказано мне: „Дел Господа не созерцают и о делах рук Его не размышляют“), и из творений я познал Творца, и пришел в полное изумление от отдельных дел Твоих и от того, что́ Ты ежедневно совершаешь во вселенной и, лишившись сознания человеческого, пришел в священное замешательство ума. Или же можно понимать так: пораженный изумлением, я с трепетом уношусь к восхвалению Тебя: «Среди двух животных Ты будешь познан». Многие думают, что это относится к Сыну и Святому Духу, потому что Отец познается чрез Сына и Св. Духа. Они думают, что это то же, что́ два Серафима в Книге Исаии (Ис. 4) и два Херувима в книге Исход (Исх. 25), которые смотрят или: пусть смотрит, и стоят, и скрывающие друг против друга, а в средине их Слово, и два серафима в книге Исаии (Ис. 4), покрывающие главу и ноги Господа, летают только в настоящем веке и друг ко другу возглашают таинство Троицы. И один из серафимов, который называется «пламенный», будет послан и придет на землю и очистит уста пророка и скажет: Огонь Я пришел послать на землю, и как хочу, чтобы он… возгорелся (Лук. 12, 49). Так думают другие и для такого толкования пользуются многими местами Писаний. Затем простое толкование и обычное представление относит это место к Спасителю, потому что Он был познан во время распятия посреди двух разбойников (Мк. 15; Ин. 19). Лучше представляющие дело говорят то, что в первоначальной церкви, которая была составлена из обрезания и необрезания, Спаситель был познан и стал предметом веры для двух, окружающих его оттуда и отсюда, народов. Есть и такие, которые под двумя животными понимают два Завета. Ветхий и Новый, которые поистине одухотворены и имеют жизнь, которые дышат, и чрез посредство которых будет познан Господь.

Среди лет Ты сделаешь известным

Когда, говорит он, придет время, и Ты на деле исполнишь обещанное, Ты покажешь, что было истинно обещанное Тобою. Или можно понять так: когда приблизится конец, и когда в последний час придет Сын Твой для уничтожения греха, Ты будешь познан более ясно. – Далее следует:

Когда придет время, Ты будешь явлен, когда будет смущена душа моя

За исключением Семидесяти ни в Еврейском и ни у одного из толкователей этого места нет. А значение его таково: когда придет время, о котором говорится: Во время благоприятное Я услышал тебя, т. е. время пришествия Господа Иисуса Христа (2Кор. 6, 2), тогда, о Боже Отче, познается имя Твое, которое прежде было скрыто от человеков, и о котором говорится в Евангелии: Отче, Я открыл имя Твое человекам (Ин. 17, 6). Следующая затем вставка: «Когда будет смущена душа моя» в издании Семидесяти толковников связывается с последующим местом, так что может быть прочитано таким образом: «Когда будет смущена душа моя во гневе» и затем знак препинания, потом уже следуют слова: «Ты воспомянешь о милосердии». Это значит именно то, что в наказание пророку достаточно одного только душевного смятения, и когда душа его пришла в смятение от гнева Божия, то на него не возлагается уже наказание, но милосердие Божие исключает гнев. Даже Божий гнев имеет границы: сообразно с тем насколько, на какое время, по каким причинам и каким людям ниспосылается он, как об этом написано: Ты будешь питать их хлебом слез и напоить нас слезами в мере (Пс. 79, 6). Посему, если пророк приходит в смятение при гневе Божием и если пришедший в смятение удостаивается получить помилование, на что же можем надеяться, или скорее чего должны бояться мы, все деяния которых достойны гнева Божия? – Далее по тексту Еврейскому:

Когда Ты будешь во гневе, воспомяни о милосердии

Мы не должны думать, что Бог забыл о Своем милосердии и только после гнева воспоминает о нем; это значит только то, что мы, подвергшись наказанию, думаем, что Он забывает, как и в известных словах пророка говорится: Доколе, Господи, Ты будешь забывать до конца (Пс. 12, 1)? Ибо если когда либо мы потопаем в искушениях, как в волнах, и если против нас свирепствует бурное устремление демонов, мы обращаемся к Нему, как к спящему: «Господи, восстань, что Ты спишь?» Вместе с тем обрати внимание и на милосердие Божие; он не сказал: „Ты воспомянешь о милосердии, когда подвергнешь наказанию», но: „Когда Ты будешь во гневе“. В самом деле, тот, кто гневается, иногда не убивает, а только угрожает. Сознавая это и Апостол говорит: Ибо гнев Божий открывается с неба на всякое нечестие и неправду людей (Рим. 1, 18). А там, где открывается, еще не налагается, не поражает; но открывается, чтобы устрашить, а на устрашенных уже не налагается.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.

Лопухин А.П.

Господи! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости

Введение в «молитву» с указанием главного содержания ее - гнева и милости Божией, открытых пророку в изображавшем затем Богоявлении

Трудность понимания ст. 2-го заключается в неустановленности в данном месте еврейского масоретского текста и в слишком заметном отличии от него текста LXX-ти; текст Вульгаты здесь ближе к еврейскому тексту, чем к греческому. Начальные слова стиха: «Иегова! я услышал вещание Твое, и устрашился» читаются во всех текстах одинаково. Смысл слов в приложении к будущему суду над халдеями передает блаж. Федорит: «Страха исполнился я, Владыка, услышав Твои глаголы; увидев же справедливость Твоего определения, увидев, как всем, что ни делается, распоряжаешься Ты правдиво, пребываю в крайнем удивлении» (с. 32). Затем в греческом тексте и слав. перев. следуют не читаемые в других текстах слова: κατενόησα τὰ ἔργα σου καὶ ἐξέστην ἐν μέσω̨ δύο ζώ̨ων γνωσθήση̨, слав. : разумев дела Твоя и ужасохся, посреди двою животну позван будеши. Первая половина выражения составляет вариацию начальных слов стиха; как плеоназм, вероятно не стоявших в первоначальном тексте, слова эти опускаются и во многих греческих кодексах (напр. 22, 36, 42, 49, 51, 62, 86, 91, 95, 97:, 130, 147:, 165, 228, 238, 240, 310, 311 у Гольмеса). Вторая же часть приведенного выражения представляет своеобразную передачу евр: поолха бекерев шаним хайэгу «оживи творение Твое в преполовение лет», ср. Vulg. : opus tuum, in medio annorurn vivifica illud. Но о каких животных здесь говорится, мнения очень различны. Блаж. Феодорит говорит: «Одни под двумя животными разумели Ангелов и человеков; другие же - те из бесплотных сил, которые приближены к Божией славе, - Херувимов и Серафимов; а некоторые - Иудеев и Вавилонян. Но мне кажется, что пророк говорит не о двух животных, но о двух жизнях, настоящей и будущей, посреди которых является праведный Судия» (с. 32). По свидетельству блаж. Иеронима, «простое толкование и обычное представление относит это место к Спасителю, потому что Он был познан во время распятия посреди двух разбойников (Мк XV; Ин XIX)» или лучше - «что в первоначальной церкви, которая была составлена из обрезания и необрезания, Спаситель был призван и стал предметом веры для двух, окружающих его оттуда и отсюда, народов. Есть и такие, которые под животными понимают два Завета, Ветхий и Новый, которые поистине одухотворены и имеют жизнь, которые дышат и через посредство которых будет познан Господь» (с. 189). Соответствующие выражения еврейского текста и Вульгаты выражают общую мысль - моление пророка об оживлении (как в Пс LXXIX:15; СХXXVII:7) или восстановлении в Израиле дела благодати Божией, т. е. - в историческом смысле о восстановлении ветхозаветной теократии после вавилонского плена, а в прообразовательном - о деле искупления людей Грядущим Мессиею. Заключительная часть стиха выражает ту, проходящую через все библейское учение о Боге, мысль, что в своих отношениях к миру и людям Бог руководится более всего Своею благостью и милостью, и что Он «остается благим и милосердым и тогда, когда наказывает людей: «Когда в наказаниях смущаешь людей, и тогда, водясь милостию, изменяешь опять бедственное их состояние» (блаж. Феодорит, с. 32). Таким образом, при всех различиях чтения ст. 2 по различным текстам, сохраняется общая мессианская мысль стиха, который, во всяком случае, содержит пророческое предощущение Грядущего Мессии. Следующее Богоявление, ст. 3 и далее изображает самое пришествие Его в будущем.

Толковая Библия.