Толкования на Авм. 3:5

Свт. Кирилл Александрийский

Пред лицем Его предыдет слово, и изыдет на поле при ногу Его

Предъидут пред ним, говорит, вести, пронесется молва и будет много разговоров о нем. Как только родился от святой Девы Христос, тотчас же пришли с востока волхвы, потому что чудесно явившаяся на небе звезда как бы возвестила им о рождении Его (Мф. 2:1). Когда же, по прошествии времени пребывания Его в пустыне, Он начал совершать чудесные дела; тогда «изыде слух его, – как говорит евангелист, – по всей Сирии» (Мф. 4:24); кроме того Он приобрел известность поистине во всей вселенной. Кто не узнал славы Христа? Какой народ, какая страна остались не испытавшими присущей Ему силы или не слышавшими о ней? Ибо, как Он сказал, проповедано было Евангелие всем народам (Мф. 24:14), и блеск совершенных Им дел подобно солнцу осветил всю землю.

Опять говорит нечто подобное тому, что для Него нет ничего трудного и невозможного, но при совершении каждого дела Он пойдет как бы по ровной и гладкой дороге, ибо ровные поля удобны и легки для ходьбы, тогда как холмистые местности трудны для ходьбы и для езды. Итак, для Христа все легко, и каким бы путем Он ни пошел, говорю, во всякой своей деятельности, – Он был бы совершенно свободен от всякого затруднения. Чего не может совершить и притом без малейшего затруднения Тот, Кто есть Бог по естеству и Господь сил? Итак, из сходства с идущими по полям делает объяснение того, как смотреть на Его дела. Но если бы кто захотел под полями разуметь смиренных сердцем (а они называются землею вожделенной и Божиим полем, получающими свыше с неба семя и творящими плод одни во сто, другие – в шестьдесят, а иные – в тридцать), то и такой понимал бы правильно. На такие поля как бы выходит для земледелания Сын, совершенно согласно с тем, что говорится о Нем в приточном виде: «изыде сеяй» сеяти семя свое (Мф.13:3). И Давид негде воспевает: «и поля твои исполнятся тука» (Пс. 64:12), и там же присовокупляет: и «удолия…, – вслед за этим присовокупив, – воззовут, ибо воспоют» (Пс.64:14), дал основание к такому пониманию; ибо бесчувственным долинам не свойственно воспевать или восклицать. В них наподобие кедра может жить божественное и вышнее Слово.

Толкование на пророка Аввакума.

Блж. Иероним Стридонский

Пред лицем Его будет идти смерть, и диавол будет выступать пред ногами Его

На месте слова, переведенного нами «смерть» в Еврейском поставлено три буквы: «далет, бет» и «рес», и без всякой гласной; эти буквы, если читаются dabar (רבד), обозначают: «слово», а если deber, то «язва», что́ по-гречески выражается словом λοιμός. Наконец и Акила перевел также: «Пред лицем Его будет идти погибель»; Симмах: «Пред лицем Его будет идти смерть»; Пятое издание: «Пред лицем Его будет ходить смерть». Только LХХ и Феодотион перевели вместо смерть – слово (речь). Кроме того и в следующем отделе стиха, где мы прочитали: «диавол будет выступать пред ногами Его», LХХ перевели иначе, согласно их толкованию мы будем изъяснять после. Акила вместо «диавол» перевел: «летающее», а Симмах, Феодотион и Пятое издание: «летучее», что по-еврейски названо reзeph (רשף). Евреи передают, что как в Евангелии Веелезевул называется князем демонов (Мф. 12, 24), так и Резеф есть имя демона, который имеет начальство над другими и по причине чрезмерной быстроты и стремительности в разных отношениях называется птицею и летающим; он же есть тот, который под образом змия в раю обратился со словами к жене и получил свое имя от проклятия, которым был от Бога осужден, потому что «Резеф» обозначает «ползающий на чреве». Итак сказанное обозначает вот что: Тотчас как только придет Господь и будет крещен во Иордане и как только во время сошествия голубя зазвучит глас Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение (Мф. 3, 17), при выходе из воды Ему на встречу выступит диавол и пред ногами Его будет стоять смерть и тот древний змий, который сорок дней искушал его в пустыне. Если же согласно LХХ мы прочитаем: «Пред лицем его пройдет слово, и по стопам его выйдет на поля», то это значит, что слово Божие пред пришествием Его, которое иносказательно теперь называется лицем, будет предшествовать Ему и уготовлять сердца верующих, чтобы исправить неправое и уравнять неровное, и чтобы душа слушателя, как бы подобная возделанному полю, могла воспринимать духовное семя.

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.

Лопухин А.П.

Ст. 5-7 Пред лицем Его идет язва, а по стопам Его - жгучий ветер. Он стал и поколебал землю; воззрел, и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные. Грустными видел я шатры Ефиопские; сотряслись палатки земли Мадиамской

Ст. 5-7: указывают разные грозные явления, сопутствующие явлению Бога в мире, причем образы этих явлений очень употребительны в других священных писаниях. Так, для ст. 5, говорящего о язве т. евр. дебер, и убийственном зное, евр. решав, параллелями служат Исх IX:3 и Втор ХХХII:24. В тексте LХХ слово дебер, прочитанное, очевидно, как дабар, слово (что всегда было возможно при отсутствии вокализации) передано через λόγος, слово; иначе передается в греко-слав. тексте и вторая половина ст. 5. Блаж. Иероним замечает: «если согласно LXX мы прочитаем: Пред лицем его предидет слово, и по стопам его выйдет на поля, то это значит, что слово Божие пред пришествием Его, которое иносказательно теперь называется лицом, будет предшествовать Ему и уготовлять сердца верующих, чтобы исправить неправое и уравнять неровное, и чтобы душа слушателя, как бы подобная возделанному полю, могла воспринимать духовное семя» (с. 198). Сам же блаж. Иероним относительно решев принимает мнение современных ему евреев, почитавших Резеф именем князя демонов (как Веельзевул Мф XII:25), который в образе змия соблазнил Еву в раю и самое имя получил от проклятия, изреченного Богом (как ползающий на чреве), и в Вульгате передает вторую половину ст. 5-го так: et egredietur diabolus ante pedes ejus, усматривая здесь предуказание на сорокадневное искушение Господа диаволом в пустыне (с. 197:-198). Но лучше, кажется, остаться при непосредственном, буквальном смысле евр. масоретского текста. - «Всем, сказанным (в ст. 3-7), Пророк показал нам неизреченное Божие могущество; потому что за преднамерением Божиим следует и самое дело; восхотев только (сие выразил пророк словами: ста и призре) колеблет Он землю, сокрушает род человеческий, расторгает горы, делает, что холмы тают, как воск. Сие же и подобное сему соделывает Бог на пользу людям. Ибо шествиями называет пророк дела; означает же сказанным и источившим всем людям спасение крест. На нем стал Владыка Христос, и поколебал землю, привел в движение и расторг горы, поразил ужасом демонов, разрушил капища на горах и холмах, определив сие из начала и до скончания мира, исполнив же на последок дней» (блаж. Феодорит, с. 34). Замечание ст. 7: о Мадиаме и Хушане (вероятно, близкое и родственное Мадианитянам племя) имеет историческую основу в фактах поражения Мадианитян при Моисее (Чис XXXI:7: след. ) и Гедеоне (Суд VII:21).

Толковая Библия.