Толкования на Авм. 3:11

Свт. Кирилл Александрийский

воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем: во свете стрелы Твоя пойдут, в блистании молний оружий Твоих

См. Толкование на Авм. 3:8

Прп. Максим Исповедник

Что означают [слова]: Поднялось солнце и луна встала на месте своем?

Всякий раз, когда в нас, вследствие добрых дел и истинного знания, восходит Солнце справедливости — тогда
 луна встает на месте своем, то есть наше естество, подверженное изменению и искажению, обретает устойчивый порядок.

Вопросы и затруднения.

Блж. Иероним Стридонский

Ст 11–13 Увидели Тебя горы и опечалились; пучина вод прошла мимо: бездна дала слово свое: высота простерла руки свои: солнце и луна остановились в месте жилища своего. В блеске стрел Твоих они пойдут, в сиянии сверкающего копья Твоего. Потрясенный гневом Ты будешь попирать землю, и яростию Ты изумишь народы. Ты вышел для спасения народа Твоего, на спасение со Христом Твоим. Ты потряс главу из дома нечестивого и обнажил основание даже до вершины. Всегда

Мы предложили текст только одного нашего издания, чтобы согласно ему, т. е. согласно Еврейскому тексту, установить последовательность этого отдела, а потом уже рассуждать о тексте Семидесяти, по отделам, соответственно знакам препинания. – Увидели Тебя горы, о Боже, и опечалились, именно: высокие царства и превознесенные владыки века сего и четыре колесницы Захарии, которые выходят из гор медных (Зах. 6, 1). Они узрели Тебя и потрясены были. И пучина водяная прошла мимо, т. е. всякое устремление и преследование их, которым они мучили народ Твой, прошло мимо после того, как они увидели Тебя. Тогда бездна, т. е. ад, – восхвалила Тебя; тогда и превознесенные, т. е. ангелы стали рукоплескать, чтобы провозгласить победителя как бы некиим жестом и скаканием с воздетыми руками. Твое солнце и Твоя луна и всякий свет, которыми Ты блистал пред народом Твоим прежде, и которые после того вследствие тяжести нечестий всецело были покрыты ужасом мрака, теперь снова получили свет свой и стали сиять прежним блеском. Стрелы Твои и молниеносное копье Твое, т. е. язвы Твои и вразумление Твое показали свет народу Твоему. И потом при блеске стрел Твоих и в сверкании копья Твоего, поразившего их для того, чтобы исправить, народ Твой стал ходить в страхе Твоем. Итак, когда ты отмстишь за неправду народа Своего, Ты будешь попирать царства земные, и заставишь удивляться Себе все народы, ибо Ты выступил на спасение народа Своего и пришел к ним со Христом Своим. Правда, в Еврейском написано: «Ты вышел на спасение народа Своего со Иисусом Христом Своим», но это потому, что «Иисуc» значит «Спаситель». А во время пришествия Иисуса Христа, Сына Твоего, Ты поразил антихриста в доме нечестивого, т. е. в веке сем, который во зле лежит; или поразил самого диавола, который есть глава нечестия, и обнажил основание его до вершины (до шеи), т. е. тайны его сделал открытыми, не на малое время, но на веки, ибо это и значит слово sela, т. е. всегда.

LХХ. Увидят Тебя народы и будут скорбеть, или: «будут мучиться страданияма родильницы», потому что ὠδινήσουσι значит и то, и другое. – Следовательно, после того как земля рассядется, и из нее выступят реки, те народы, которые пили от рек Божиих, узрят Бога и будут мучиться родами. От того именно, что они видят Бога, они непосредственно воспринимают зачинают и говорят: От страха Твоего, Господи, мы зачали во чреве, мучились родами и родили: дух спасения Твоего мы произведем на земле (Ис. 26, 17-18). Блаженны, – говорит он, – чистые сердцем, потому что они увидят Бога (Мф. 5, 8). Итак сии народы, очищенные потоками, не узрели еще Бога, а только имеют узреть, и когда увидят, то зачнут, чтобы иметь возможность дать плоды учений. Но так как они называются народами, а народам невозможно созерцать лице Божие, хотя в словах: «увидят» и «породят», речь и направлена на будущее; то в о́бразном (таинственном) смысле лучше следовать еврейскому тексту, в котором говорится: «Увидели Тебя горы и родили»; в самом деле, горам свойственно созерцать Бога и рождать сынов, которых они зачали от Слова Божия.

LХХ: Рассей воды пути. Есть различные воды; одне – вечные, другие кратковременные. О водах вечных, которые текут от источников Израиля, сказано: «Реками разрежется земля». О выступивших внезапно и текущих только краткое время говорится: «Все потоки впадают в море». Ибо конец таковых вод есть исчезновение. Итак Бог рассеет все воды, которые были осквернены превратными догматами, когда разрушит советы князей и мудрость мира сего. Если ты когда-либо увидишь, что некоторая ересь на краткое время расцвела, а потом благодатию Божиею рассеяна, то говори, что исполнились слова: «Ты рассеешь воды пути». И под этим словом: «пути» ты можешь подразуметь: «диавольского», так что смысл такой: Воды, по которым ходил диавол, и которые давали собою удобный путь для многих, т. е. открывались для многих заблуждений, Господь разделит и рассеет. Посему и прочие толкователи, желая описать неистовство еретиков, перевели: «Удар», или: «устремление вод пройдет мимо». Ибо они уносятся в стремительном течении красноречия и бурно увлекают за собою, когда найдут на пути своем кого-либо легкомысленного.

LХХ: «Дала бездна голос свой, высоту воображения» своего. Слово «бездна» часто употребляется в хорошем значении, часто – в дурном, а иногда в безразличном. В хорошем значении в словах: Суды Твои – бездна многая (Пс. 35, 7) и: бездна бездну призывает (Пс. 41, 8) и т. дал. В дурном значении в словах: Видели Тебя воды, о Боже (Пс. 76, 17) и т. дал. Но и демоны упрашивают Господа, чтобы не быть изгнанными в бездны (Лк. 8, 31) и в книге Бытия говорится: «Бездна, над которою был мрак» (Быт. I, 2), впрочем, я не знаю, можно ли в этих местах понимать в хорошем значении. В безразличном смысле употребляется в словах: Разверзлись источники бездны, и открылись затворы неба (Быт. 7, 11). Тоже самое в сто сорок восьмом псалме: Драконы и все бездны: огонь и град и ветер бурный (Псал. 148, 78), если только то, что обозначается словами: «драконы, огонь и град» не должно быть понято в дурном значении. Не знаю, можно ли это утверждать в виду того, что все это вместе с другими провозглашает хваления Господу. Итак, если мы будем понимать бездну в хорошем значении, то должны сказать, что после рассеяния вод злейшего или: злейших пути, мудрецы Твои увидели Тебя и высоту познания, которое они получали от созерцания Твоего (потому что горы увидели Тебя и родили) и провозгласили хвалениями голосов своих то, что прежде они знали о Тебе. А неожиданный полет воображения он прекрасно называет «высотою» согласно словам Иисуса Сына Сирахова: «Кто исследует бездну и мудрость?» (Сир. 1, 2). Посему и от горы посредственной (Пс. 41, 8); Фил. 2, 7), т. е. от принятия человеческого тела, которое Даниил называет камнем, оторванным от горы без участия рук, т. е. без брачного союза (Дан. 2, 37, 45). Бездна – Христос призывает Отца – другую Бездну с громом открывающихся затворов Своих, чтобы дать слово благовествующим силою многою. Конечно также под бездною может быть понимаем и Новый Завет, который во свидетельство Горы малой, от Которой был низвергнут князь Тира, призывает бездну Ветхого Завета, чтобы чрез крепкие затворы Христа, т. е. чрез Апостолов проповедание было более твердым и действенным. Если же кто либо захочет слова: «Дала бездна голос свой, высоту воображения своего» понимать в дурном значении, то пусть воспользуется тем доказательством, что после рассеяния вод пути, которые несомненно понимаются в дурном значении, и это последнее, непосредственно следующее должно быть понимаемо в противоположном значении. Вместе с тем обрати внимание на то, что он не сказал: «высоту свою», но: «высоту воображения своего», т. е. тени и образа. Действительно они кажутся имеющими высоту и познание Писаний. Но вся их возвышенность по сравнению с истиною оказывается вымыслом, и напрасно она возвышает голос, потому что воды пути уже рассеяны. Спросим: можно ли в Писаниях где-либо найти воображение в хорошем значении? И когда это будет найдено только изредка, или не найдено совершенно, то, конечно, и «бездну», и «воображение» мы будем толковать в дурном значении.

LХХ: Cолнце поднялось, и луна стала в чине своем. Если мы будем следовать простому толкованию, то поймем, что в этих словах показывается возрастание солнца и луны, ибо, согласно словам Исаии, в будущем векe солнце будет сиять семикратно, а луна заблестит светом солнца (Ис. 30, 26). Ибо тварь освободится от рабства тления в свободу славы чад Божиих (Рим. 8, 21), – тварь которая ныне подчинена суете, по причине подчинившего ее в надежде на свободу, – когда, при конце мира, всякая тварь будет освобождена; тогда же освободится и солнце, и луна и станут в своем чине. Если же мы пожелаем под этим понимать Солнце правды – Христа, а под луною, которая освещается светом Этого Солнца, – церковь, то не трудно будет сказать, что ее освещает и свет истинный, и свет человеков, и сияние славы Божией, и сияние света вечного, и что она в настоящем векe то возрастает, то умаляется соответственно тому, угнетают ли ее или споспешествуют ей. Когда же Солнце восстанет и, как говорит Апостол, вознесет Его Бог и дарует Ему имя выше всякого имени (Фил. 2, 9), тогда и церковь, которая в настоящее время не может удержать своего чина, возвратится к должному порядку и уже не отступит от него; но станет в неизменном положении и услышит вместе с Моисеем: Ты же стань здесь со Мною (Исх. 34, 2).

LХХ: В сиянии или во свете стрелы Твои пойдут, в молниеносном блеске оружия Твоего. Стрелы Божии, или летающие непрестанно копья Его, посылаются не с тем чтобы губить, а чтобы просвещать. В отличие от этих стрел и копий избранною стрелою называется Христос, вопиющий чрез Исаию: Он поставил Меня стрелою избранною; в колчане Своем Он скрыл Меня и сказал Мне: Великое значение для Тебя называться рабом Моим (Ис. 29, 23). Эта стрела будет иметь или имеет многие стрелы, чтобы послать их в мир. Посему и невеста, раненная избранною стрелою, говорит: Я ранена любовию (Песн. 2, 5); согласно с сим и мы можем сказать: „Я ранен непорочностью, я равен мудростию“. Этою стрелою мудрости ранена была также царица Юга, и была вне себя от изумления, когда нашла в действительном Соломоне больше, чем в том, о котором говорила ей молва 3Цар. 10, 7). Итак сии стрелы, посылаемые для света несутся вперед в блистании молнии оружия Его, т. е Бога. Действительно, кто будет вооружен, чтобы противостоять ухищрениям диавола, и препоясан всеоружием, о котором говорит Апостол (Еф. 4, 11), к тому прилетят стрелы света, так что ему может быть сказано: Вы есте свет мира (Мф. 5, 14). Наоборот, кто грешен и стенает от того, что живет в селениях Кедара, тому посылаются стрелы сильного, острые с горящими опустошительными углями (Пс. 119, 45), чтобы он сначала был поражен силою слова Божия и стал говорить: Я находился в несчастии, когда вонзается в меня колючий терн (Пс. 31, 4), а потом после поражения его чрез Серафима посылается ему очищающий уголь горящий, т. е. пламенное слово Божие, чтобы оно очистило не только уста, – Исаия имел нечистыми только их (Ис. 4), – но и все части членов его, и привел к полному отсутствию грехов.

LХХ: В угрозе Ты умалишь землю и в ярости увлечешь народы. Эти слова можно понимать в отношении к концу мира, когда вследствие частых войн и избиения множества людей останется малое число их, и те, которые не захотели быть частию народа Божия, но остались неверующими язычниками, яростию гнева Божия будут низведены в бездны ада. Но лучше под уменьшенною угрозами землею понимать земные деяния и тех грешных людей, которые, будучи в церкви, не ожидают пока будут увлечены яростию Господа, но зная из Писаний, какие наказания тяготеют над грешниками, раскаиваются и мало-помалу уменьшают землю свою и устремляются к небу. Если кто либо из нас поражается страхом угроз Господа, для того земля уменьшается; напротив, кто упорно пребывает в числе язычников и не хочет быть в числе тех, земля которых умаляется, и в числе народа Божия, о котором говорится: «Увидят Тебя народы и будут мучиться муками родильницы», тот вместе с язычниками будет влечен на место наказания.

LХХ: Ты вышел на спасение народа Своего, чтобы спасти помазанных Своих. Сперва посмотрим, сколько есть различных помазанников, а потом будем рассуждать, каким образом Господь вышел на спасение помазанников Своих. В Ветхом завете помазанниками называются, во-первых, патриархи, о которых в Псалмах написано: И укорил царей за них словами: не прикасайтесь к помазанникам Моим, и пророкам Моим не делайте зла (Псал. 104, 15). Также и в первой книге Паралипоменон все вышедшие из Египта называются помазанниками (1Пар. 16, 22). В книге Исход устрояется также священническое помазание (Исх. 30, 23–30), которым после того, – как говорится в книге Левит, – помазуются священники (Лев. 8, 12 и дал.). Есть и другое помазание, которым помазуются цари на царство, которое распадается на два вида. В самом деле, если помазуются Давид и Соломон, т. е. крепкий рукою и мирный (1Цар. 16, 13; 2Цар. 1, 3–9), то помазываются они из рога с елеем; если же это Иуй и Азаил, то на голову их возливается елей из малого сосуда в виде чечевицы (4Цар. 9, 3); так назывался глиняный сосуд, т. е. чечевица. И Кир, царь Персов и Мидян, освободивший народ от плена, – хотя многие ошибаются и думают, что это написано о Господе Спасителе, – услышал следующие слова чрез пророка Исаию: Сие говорит Господь помазанному Моему Киру, руку которого Я держал, чтобы пред лицем его покорялись народы (Ис. 45, 1) и т. д. А в конце говорится: «Ты же не познал Меня», что́ к Спасителю относить невозможно. Есть помазание пророческое; о нем дается повеление Илии, чтобы он помазал в пророки Елисея (3Цар. 19, 16). Но выше всех родов помазания стоит помазание духовноe, которое называется елеем радости; этим помазанием помазуется Спаситель, Которому и говорится: Посему и помазал Тебя …Бог, Твой Бог елеем радости выше соучастников Твоих или Своих (Пс. 44, 8). А под соучастниками я понимаю тех, которым говорит Иоанн: И вы имеете помазание от Святого new:1in:02:20|(1Ин. 2, 20), и затем спустя несколько слов; Это я написал вам о тех, которые обольщают вас; но помазание, которое вы получили от Него, пребывает в вас, и вам нет нужды, чтобы кто-либо учил вас; но само… помазание будет учить вас о всем; и оно есть истинно и неложно, и как оно вас научило, пребывайте в нем (1Ин. 2, 2627). А чтобы некоторые, потерявшие помазание крещения, не отчаялись как либо в восстановлении помазания, в книге Левит написано, чтобы, – когда изгнанный из стана прокаженный придет к священнику, и проказа его будет очищена, – священник налил себе елея на левую руку и, омочив палец, семь раз окропил елеем пред лицем Господа, а также коснулся им уха прокаженного и правой руки, и правой ноги, а то, что́ от помазания останется, чтобы возложил на главу его (Лев. 14, 16–18). Когда же все это он исполнит согласно с правилами обряда, то должен принести за него жертву всесожжения, и тот назовется помазанником Божиим. Хочу я сказать нечто, но боюсь, чтобы не подать нерадивым повода к соблазну, – это именно что в священных Писаниях мы находим одного и того же человека помазуемым неоднократно. Наконец и Давид помазуется троекратно (2Цар. 5:3, 12:20); но мы не будем относить этого к тому, кто согрешил, и как будто снова помазуется (ибо для прокаженного, когда он потерял первое помазание, достаточно, чтобы он был помазан во второй раз; но мы будем относить это к тому, который изо дня в день преуспевает, и помазание которого все более и более увеличивается, и который от елея прокаженного восходит на степень елея народа и святых, а от елея народа переходит к елею священников, а от священников возвышается к помазанию первосвященническому, от первосвященника – к царю, от царя – к патриархам, а от патриархов продолжает восходить до Христа и помазывается елеем радости (Пс. 44, 8), и тот кто, помазан этим последнем елеем, делается единым и тем же духом с Богом, и где будут Отец и Сын, там будет также и он. Но, по истине, это бывает редко и составляет только предмет желаний людей верующих. Впрочем, я не знаю даже, может ли такое действие осуществиться. В самом деле он говорит: «Помазал Тебя Бог, Бог Твой, елеем радости больше соучастников Твоих», т. е. таким елеем, которого они, соучастники Твои, или никогда не могли получить, или получали только редко. – Итак на спасение сих помазанников вышел Бог от места Своего, как говорит Михей: И выйдет от места Своего, чтобы спасти (Мих. 1, 3). Действительно, так как те, которые нуждались в спасении, не хотели приступить к Нему, Он Сам снизошел с места величия Своего, чтобы тех, которые были вне, привести в страну кротких и землю живых, из которой был изгнан Адам, из которой вышел и Каин и поселился (Быт. 3:23, 4по тексту LХХ,) в земле Наид. Но, как мы уже выше сказали, нужно заметить, что там, где LХХ употребили во множественном числе: «чтобы спасти помазанников Твоих», в Еврейском тексте находится: lajesua eth messiach (לישע את םשיחק), что Акила перевел: «на спасение со Христом Твоим», [т. е. не то, что Бог вышел, чтобы спасти народ и спасти Христа Своего, но что Он придет на спасение народа со Христом Своим, согласно чему говорится в Евангелии: Отец во Мне и Я во Отце, и Отец, во Мне… пребывающий, Сам творит дела (Ин. 14, 10). Подобным же образом перевело и Пятое издание: «Ты вышел на спасение народа Своего, на спасение со Христом Своим». Феодотион же, как по истине бедный человек и евионит так же, как и Симмах, исповедующий тоже самое учение, выражая мысль бедных, перевели, как Евреи: «Ты вышел на спасение народа Своего, чтобы спасти Помазанника Твоего» и: «Ты вышел спасти народ Свой, спасти Помазанника Твоего». Я намереваюсь сказать нечто невероятное, и тем не менее совершенно верное: эти полухристиане перевели по-иудейски, а иудей Акила истолковал, как христианин. Шестое издание, излагая яснейшим образом таинство искупления, так перевело с Еврейского: «Ты вышел, чтобы спасти народ Свой чрез Иисуса Христа Своего», что́ по-гречески выражается словами: ἐξὴλθες τοῦ σῶσαι τὸν λαόν σαυ διὰ Ιησοὔν τὸν σου. Этому смыслу можно усвоить то значение, что Отец выйдет с Сыном из храма Иудейского и от обрядов этого народа со словами: Оставляется вам дом ваш пустым (Лук. 13, 35) и пойдет на спасение язычников, чтобы спасти верующих чрез Иисуса Христа, Сына Своего.

LХХ: Я послал смерть на главу нечестивых. Но подумаем, что говорится о той общей смерти, которою мы все умираем, которою умер и Авраам и присоединимся к отцам своим (Быт. 25, 8), умерли и пророки, умер и Сам Христос (Ин. 19, 33); но смерть послана на нечестивых (1Цар. 2, 9), чтобы те, которые прежде жили неправдою, умерли во грехе, потом ожили для правосудия. Это именно и Анна показывает в молитве своей словами: Господь убивает и животворит (1Цар. 2, 6). В самом деле Он убивает грешников, посылая смерть на главу нечестивых, чтобы оживотворить для праведного суда. Да позволено мне будет сказать нечто более смелое: Христос пришел в мир для того, чтобы низвести смерть и подобно тому, как Он Сам один раз был умерщвлен грехом (1Петр. 3, 18), так и они умрут в неправде; и те которые сделались соучастниками смерти Его, будут также соучастниками жизни. А соответственно Еврейскому тексту будем понимать под главою, – в словах: «Я поразил главу из дома нечестивого», – князя мира сего, а под домом его – мир и всякую душу грешника, в которой диавол имеет пристанище. Таким образом глава в доме нечестивого поражается за тем, чтобы по поражении ее и извержении оттуда дом был домом Божиим, чтобы в нем обитала справедливость и он ходил в ней. И достойно так мыслить о Боге, который вышел на спасение народа Своего со Христом Своим, чтобы, поразив главу этого мира, Он сам стал для нас главою, Он – глава всякого мужа и Церкви Своей. Итак, если кто считает еще себя домом нечестивого, тот пусть усиленно просит о пришествии Христовом, чтобы стерта в нем была глава нечестивого.

LХХ: Ты наложил оковы на шею навсегда. Господь наложил оковы любви, чтобы, отложив прежнее бремя и отбросив тягчайшее ярмо, которое нас угнетало, мы взяли на себя легкое бремя ига Христова и впряженные в Его колесницу, понесли превосходнейшего Возницу. Даже и Феодотион принимает это в хорошем смысле и говорит: «Ты украсил основание до самой вершины»; Пятое издание: «Ты обнажил или освободил основание до вершины», sеlа, т. е. «всегда». Так как основание Христово, которое было в душе отдельных людей, иноплеменники засыпали землею, то набросанная кучею земля подымается, и открывается лучшее основание, и украшается, чтобы скрывавшееся прежде теперь открылось и приобрело свой блеск, и это делается навсегда, что по-еврейски называется «sеlа». Обрати внимание на то, что LХХ, побуждаемые силою обстоятельств в этом месте перевели «sela» словом «навсегда» или: в конец, хотя прежде постоянно переводили это слово словом «диапсалма».

Две книги толкований на пророка Аввакума к Хроматию.

Лопухин А.П.

солнце и луна остановились на месте своем пред светом летающих стрел Твоих, пред сиянием сверкающих копьев Твоих

См. Толкование на Авм. 3:9