Толкования на Авм. 3:13

Свт. Кирилл Александрийский

Изшел еси во спасение людий Твоих, спасти помазанныя Твоя, вложил еси во главы беззаконных смерть, воздвигл еси узы даже до выи в конец

Опять повествует нам как бы о всем домостроительстве вочеловечения Единородного. Он спас оправданных верой, помазанных Духом Святым и сделавшихся причастниками божественного Его естества; а тем, которые не захотели уверовать в Него, допустил погибнуть во грехах своих, о чем Он ясно говорил: аминь глаголю вам, «аще не имете веры, яко Аз есмь, умрете во гресех ваших» (Ин. 8:24). Итак, «изшел», говорит, как бы некоторый царь, идущий на врагов своих и вооруженный по закону войны. А цель его выступления – спасение своих помазанных, очевидно, помазанных Духом Святым, о которых древле чрез пророков заповедал, говоря: «не прикасайтеся помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте» (1 Пар. 16:22), – а беззаконных предать смерти, которую они навлекли на свои собственные головы. Не принявшие оправдывающей веры взяты были в плен. Посему они преданы были нерасторжимым узам и связаны цепями собственных своих прегрешений, и это не отчасти только, но как бы по всему телу, даже до выи. Если же узы называются узами Христа, то никто да не смущается этим, ибо случающееся с кем-нибудь по попущению Бога всегда приписывается Ему; так напр. «или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» (Ам. 3:6). Ведь не Сам Он творит зло, напротив, очень часто попущает случаться ему в грешных городах. Если же под узами, о которых здесь говорится, разуметь узы в похвальном смысле, то и в таком случае мы утверждаем, что смерть обрушилась на главы беззаконных. Бог всяческих как бы связывает узами любви приходящих к Нему и оправданных верою, и освященных Духом, в полном соответствии с тем, что сказано устами пророка о потомках Израиля: «аз же связах Ефрема, взях его на мышцу мою, привлекох я узами любления моего» (Ос. 11:3-4). Под «узами же до выи» здесь разумеется послушание тех, которые преклонили пред Ним выю ума и возложили на себя поистине благое иго нашего Спасителя.

Толкование на пророка Аввакума.

Блж. Иероним Стридонский

Ты вышел для спасения народа Твоего, на спасение со Христом Твоим. Ты потряс главу из дома нечестивого и обнажил основание даже до вершины. Всегда

См. Толкование на Авм. 3:11

Лопухин А.П.

Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха

См. Толкование на Авм. 3:9