Толкования на Чис. 5:1

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1-2 И рече Господь к Моисею, глаголя: повели сыном Израилевым, да изгонят из полка всякаго прокаженнаго, и всякаго проливающаго семя

Сие заповедано с намерением возбудить Евреев к размышлению, что, если нечистыми делают и невольные осквернения, то кольми паче мерзки грехи произвольные. А также побуждало сие отлучаемых и принужденных жить вне жилищ своих озаботиться о том, чтобы скорее очиститься, войти снова в жилище свое и присоединиться к сонму.

Толкование на книгу Числа.

Лопухин А.П.

Ст. 1-3 И сказал Господь Моисею, говоря: повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокаженных, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мертвого, и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу

Заботясь о сохранении чистоты внутренней, члены избранного народа должны были сохранять и чистоту внешнюю как символ и обнаружение чистоты духа.

Будучи символом последней, физическая чистота могла служить для многих несовершенных вместе с тем и ее стимулом: усиленная опрятность тела могла повести к нравственной чистоплотности. «Малое научает великому, — замечает блаж. Феодорит. — Если нечист прикасающийся к мертвому, — то тем более нечист тот, кто причиняет смерть. Если нечист прокаженный, — то тем более нечист тот, кто предается разного рода порокам. В лице изливающего семя осуждается прелюбодейство, ибо если скверно и непроизвольное, — тем более гнусно делаемое намеренно» (Толк. на кн. Чис, вопр. 8; то же см. Ефр. Сир., Толк, на кн. Чис, гл. V).

Вместе с тем, конечно, имелись в виду и мотивы санитарно-гигиенического характера.

Физическая нечистота еврея, делавшая его нечистым перед Богом и людьми, зависела частью от состояния его собственного тела (некоторые болезни и физиологические процессы), частью от соприкосновения с внележащими нечистыми предметами.

Физически нечистые изгонялись из стана: прокаженные на все время болезни, а прочие лишь на время законного очищения. Обряд очищения состоял в одних случаях в простом омовении (Лев XI:28, 32, 40); в других — в окроплении очистительной водой (Чис XIX:11–12, 16–18); в-третьих — в принесении жертвы (Лев XIV).