Толкования на Чис. 11:1

Свт. Климент Александрийский

Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана

См. Толкование на Исх. 4:14

Прп. Ефрем Сирин

Огнь потреби часть от полка за то, что у Египтян научились хулам, и у пришельцев, бывших среди них, похотению.

Толкование на книгу Числа.

Блаж. Августин

Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана

Народ в пустыне заслужил упрек не потому, что захотел мясной пищи, а потому, что, мечтая о еде, взроптал на Господа.

Исповедь.

Блаж. Феодорит Кирский

Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана

В чем состоял народный ропот? Огорчились трудностию путешествия.

Закон едва был дан; посему наказанием нарушителей оного надлежало уцеломудрить прочих. Ибо подчиненным приличен страх. Впрочем с наказанием сопряжено было человеколюбие. Покаявшиеся удостоились благоволения. Как скоро огонь от Господа потреби часть некую от полка (Чис.11:1), а потом все собрались на молитву; законодатель просит прощения, и человеколюбивый Бог дарует оное. А что наказания были налагаемы на них по необходимости, о сем свидетельствует последующее. Ибо вскоре по прекращении наказания возобновили воспоминание об Египте, о червленом луке, о чесноке, и о прочем, и страсть чревоугодия возжгла в них пожелание всего этого. Почему писатель весьма кстати, сказав о неблагодарности их, изобразил и Божию щедрость, повествуя о манне и о том, что она заменяла не только хлеб, но и овощь. Ибо говорит: «меляху в жерновах, и толцаху в ступах, и варяху в горшках, и творяху… потребники» (Чис.11:8). Поелику же Израильтяне жаловались, то и Владыка Бог раздражается, и Пророк негодует и вопиет: «вскую озлобил еси раба Твоего…, еже возложити устремление людей сих на мя? Еда аз во утробе зачах вся люди сия, или аз родих я? яко глаголеши ми: возми их в недра твоя, якоже доилица носит доимыя, в землю, ею же клялся еси отцем их» (Чис.11:11–12). А сим выразил их несовершенство и детство, потому что уподобил их питающемуся сосцами, и неспособному ничего иного делать, но желающему только сосать молоко. Но поелику слова сии показывали сильное негодование, а тоже означали и последующия, то Владыка Бог учит Моисея управлять народом с помощию не человеческой силы, но Божией благодати. Ибо изрек ему: «собери Ми седмдесят мужей от старец Израилевых, ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людстии и книгочия их: и да приведеши я ко скинии свидения, и да станут тамо пред тобою. И сниду, и возглаголю тамо с тобою, и уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня: и подъимут с тобою устремление людей сих, и не будеши водити их ты един» (Чис.11:16–17). Из сих-то слов законодатель дознал, что приял он достаточную, по домостроительству, благодать; почему и сказал Бог: «уйму от Духа, Иже в тебе». Ибо говорит сие, не скуднее его делая в какой-либо силе или в благодати, но научая, что и та сила, какую приял, достаточна для настоящей потребности. А что сообщая благодать седмидесяти, не умалил благодати в Моисее, о сем свидетельствуют дела. Ибо Моисей и в управлении народом и в чудотворениях производил то же, что совершал и прежде. Как иной от одной светильни зажигает тысячи, и свет первой не умаляет, и сообщает свет последним, так и Бог всяческих, уделяя седмидесяти от Моисеевой благодати, не уменьшил благодати, данной Моисею. И сие, как видим, совершается и ныне. Ибо многие тысячи людей, крещаемых одним иереем, и приемлющих божественный дар, не уменьшают благодати в иерее, и весьма многие, рукополагаемые архиереем, и приемлющие сан священства, не умаляют дар у рукополагающего. Впрочем Владыка дает согласие на суд раба; ибо говорит ему: «избери, ихже ты сам веси».

Толкование на книгу Чисел.

Ориген

Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана

См. Толкование на Исх. 4:14

Лопухин А.П.

Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять край стана

Под «огнем Господним» в данном случае (ср. ст. 3) можно разуметь необыкновенно сильную молнию, посланную Богом в наказание роптавших, — подобно тому, как «огнем небесным», «огнем Божьим» молния названа в кн. Иова (I:16) и 4 кн. Цар (I:10, 12).