Толкования на Чис. 11:16

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 16-17 Собериседмьдесят старцеви да приведеши я ко скиниии уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня

Собери семьдесят старцев, чтобы помогали Тебе в делах народных; и уйму от Духа, Иже в тебе, и возложу на ня, чтобы не превозносились пред тобою, зная, что они причастники той силы, которая в тебе.

Толкование на книгу Числа.

Еп. Виссарион (Нечаев)

I. Паримия на праздник Пятидесятницы (Числ. 11:16–17; 24–29).

В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Святаго Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая, у которого пробыли около года, и стали продолжать путь в землю Ханаанскую. Пищею для них во все время странствования была манна, которая ежедневно, кроме субботы, чудесно нисходила к ним от Бога. Но эта однообразная и постная пища наконец наскучила им. Они с младенческим легкомыслием и слезами стали говорить: «Мы помним рыбу, которую в Египте ели даром, огурцы и дыни, и лук и чеснок. А ныне душа наша изнывает, ничего нет, только манна в глазах наших» (Числ. 11:5–6). Эти вопли малодушия и ропота раздавались у каждого шатра. Моисей слышал их и сильно огорчился. Скорбь свою он поведал Господу, говоря: «Для чего Ты мучишь раба Твоего? И почему я не нашел милости пред очами Твоими, что Ты возложил на меня бремя всего народа сего? Откуда мне взять мяса, чтобы дать всему народу сему? Ибо они плачут предо мною и говорят дай нам есть мяса. Я не могу один (как нянька) нести всего народа потому что он тяжел для меня. Лучше умертви меня» (Числ. 11:11-15). В словах этой жалобы слышится нетерпеливость и раздражение. Но Господь не прогневался на Моисея и отвечал на его жалобу назначением ему помощников для облегчения бремени, которое казалось ему не по силам.

Рече Господь к Моисею: собери Ми седмьдесять мужей от старец Израилевых, ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людей и книгочия их, и да приведеши я к скинии свидения, и да станут ту с тобою

Господь повелевает Моисею собрать к скинии свидения 70 человек из старцев Израильских. Старцы, или старейшины, так назывались не по возрасту, хотя избираемы были преимущественно, в древнейшие же времена исключительно из пожилых, а по власти. Старейшины были у Евреев еще в Египте, как видно из того, что Моисей, по возвращении в Египет из земли Мадиамской, должен был, по повелению Божию, первоначально старцам Израильским объявить волю Божию об изведении народа из Египта и с ними предстать пред фараона (Исх. 3:16; 18). Древний быт Евреев, как всех народов, имел родовое устройство. Потому имя старейшины принадлежало начальникам колен и родов. – Ихже ты сам веси, яко тии суть старцы людей и книгочия их. Моисею вменяется в обязанность набрать и привести к скинии 70 старейшин из числа тех, которые известны были ему не как только старейшины, но и как книгочия. Именем «книгочий» в рассматриваемое нами время, по всей вероятности, назывались те старейшины, которые вели записи рождений, браков и смерти подведомственных им сынов Израилевых. Количество старейшин, которых должен был собрать Моисей, напоминает тех 70 старейшин, которые по повелению Господа вместе с Аароном, Надавом и Авиудом возведены были на гору Синайскую на другой день по провозглашении с Синая 10 заповедей (Исх. 24:9). В обоих случаях были ли это одни и те же лица, или разные, трудно решить. Несомненно одно, на гору Синайскую приведены были 70 старейшин в качестве временных представителей народа, для приближения их к месту Богоявления. Но в рассматриваемом теперь случае 70 старейшин, как увидим, избираются для участия в делах управления народом, в качестве постоянных помощников Моисея.

Толкование на паримии из Книги Чисел.

Ориген

И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою

Прислушаемся внимательнее к гласу Господню, что означает это прибавление: которых ты знаешь, что они старейшины? Неужели старого на вид нельзя было отличить просто взглядом: что он старейшина, то есть старый человек? Почему же одному Моисею, столь великому пророку, поручается это особое рассмотрение: чтобы он избрал не того, кого остальные люди знают, не кого признает невежественная чернь, но кого подлинный пророк изберет для Бога? А дело в том, что это рассуждение не о телесном виде, не о возрасте, но о разуме.

Гомилии на Книгу Бытия.