Толкования на Чис. 11:27

Еп. Виссарион (Нечаев)

I. Паримия на праздник Пятидесятницы (Числ. 11:16–17; 24–29). В сей паримии повествуется об избрании семидесяти старейшин в помощники Моисею по управлению народом и об излиянии на них Святаго Духа. Повествуемое событие случилось чрез три дня после того, как Евреи двинулись от Синая…

Ст. 27-28 И притек юноша возвести Моисею и рече ему, глаголя: Елдад и Модад пророчествуют в полце. И отвещав Иисус Навин, избранный его, рече: господи мой Моисее, запрети им

Иисусу Навину, ближайшему служителю Моисея, предпочтительно пред всеми пользовавшемуся его доверием (избранному его), показалось унижением для достоинства Моисея, что два человека, без ведома его, пророчествуют. Нет причины предполагать, будто Иисус Навин усомнился в наитии на них Святого Духа, но он полагал, что если они освящены Святым Духом для сотрудничества Моисею, то должны были в присутствии его, в знак зависимости от него, употребить полученный от Духа дар пророчества. Из ревности к чести Моисея, верный служитель его мог подумать, не пришло бы в голову этим двум старцам, получившим дар пророчества вдали от скинии и от Моисея, отложиться от Моисея и увлечь за собою народ. Подобною ревностью к славе своего Божественного Учителя одушевлены были ученики Иисуса Христа, когда увидели человека, изгонявшего бесов именем Его, но не следовавшего за Ним, они запретили ему продолжать это действие (Мк. 9:38). В обоих случаях ревность была необдуманная и не была одобрена.

Толкование на паримии из Книги Чисел.