Толкования на Чис. 22:5

Свт. Григорий Нисский

И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня

См. Толкование на Чис. 22:4

Свт. Кесарий Арелатский

И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня

Валаам был особенно знаменит в магическом искусстве и опытен в песенных проклятиях, поскольку он не имел способности или навыка в выражениях благословения, но имел в злословии, ибо демонов вызывают на злословие, а не на благословения. И потому, будучи опытен в подобных вещах, он был известен всем жившим на востоке. Ведь если бы обилие его опыта не было известно, а именно, что он мог низвергать вооруженного врага проклятиями, то царь никак бы не предположил, что можно словами добиться того, чего железом и лезвием едва ли. Итак, понятно, почему Валак, часто испытав это на опыте, отбросив все орудия и военные приспособления, посылает к нему послов, говоря: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня.

Проповеди.

Лопухин А.П.

И послал он послов к Валааму, сыну Веорову, в Пефор, который на реке Евфрате, в земле сынов народа его, чтобы позвать его и сказать: вот, народ вышел из Египта и покрыл лице земли, и живет он подле меня

Как показывают последующие события, Валаам не был обыкновенным языческим волхвом или кудесником. Это была несомненно богато одаренная натура, способная возвышаться до понимания истинного Бога и до уразумения голоса Его (Чис ХХIV:3–4). Валаам принадлежал к тем немногочисленным среди язычников чтителям истинного Бога, которые сохраняли истины веры и нравственности путем предания. Он жил и действовал там, откуда вышел некогда родоначальник еврейского народа Авраам, где по преимуществу поселились потомки Сима, где особенно распространены были науки, исследовавшие движение светил небесных и утверждавшие мысль человека в идее необъятности могущества и премудрости Создателя. В церковных песнопениях Валаам называется звездочетом (троп. по 3 п. кан. 24 дек.), а волхвы, пришедшие, по указанию чудесной звезды, поклониться родившемуся в Вифлееме Христу, — учениками волхва Валаама (троп. по 5 п. кан. 22 дек.).

Только жадность к наживе, побуждавшая Валаама торговать своим даром, помешала ему быть истинным пророком Божьим (Тертуллиан, блаж. Иероним).

Древний обычай магического воздействия на противника сохранился в военной практике некоторых народов и по настоящее время.