Толкования на Дан. 1:17

Прп. Исидор Пелусиот

И даровал Бог этим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще разумение всех видений и снов

Не халдейские бесполезные науки изучали три отрока и Даниил, и не думай сего. Ибо прилагавшие столько попечения о благочестии пред Богом, что не вкушали царских снедей, разве согласились бы погрязнуть в рабской учености, хотя бы и угрожали им тысячи смертей? А что сие действительно так, сему достоверный свидетель - Писание, которое говорит: даде им Бог смысл и мудрость во всякой книжней премудрости, то есть они приобрели ученость, заключающуюся в письменах, скорее всякого ожидания и сверх надежды, ибо книжною называет Писание мудрость, заключенную в письменах. И что сие истинно, явствует и из того, что не поклонились они царскому образу, и еще из того, что одного из них уважили львы, а других - огонь. Если же скажут, что сие было следствием персидской образованности, то пусть им ответствуют: почему тогда одних из тех, которые имели самые высокие чины и обучены были всякой персидской премудрости, умертвили львы прежде, нежели коснулись они земли, а других - огонь?

Письма. Книга II.

Блж. Иероним Стридонский

И даровал Бог этим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще разумение всех видений и снов

Заметь, что Бог даровал святым отрокам знание и разумение светских наук во всякой книге и мудрости. Вместо этого Симмах перевел: искусство грамматическое, вследствие чего они понимали все то, что читали, и при помощи Духа Божия судили о знании халдеев. Даниил же имел то отличие пред этими тремя отроками, что видел прозорливым умом видения и сны, в которых под некоторыми символами таинственно указывается будущее, так что он умственными очами созерцал то, что другие видели в виде призраков.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны

См. Толкование на Дан. 1:15