Толкования на Дан. 2:2

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 2, 9 И рече царь призвати обаятелей и волхвов. Аще убо сна не возвестите мне, вем, яко слово ложно и растленно совещастеся рещи предо мною

Во второй год царствования своего Навуходоносор видел сон, и забыл, что видел во сне, конечно, к посрамлению обаятелей и Халдеев, которые думали, что обаяниями и вычислениями своими возвеличили они царя вавилонского. Ибо пришел Даниил, и прославлен тем Богом, о Котором Вавилоняне думали, что Он побежден богами вавилонскими.

Блж. Иероним Стридонский

Поэтому царь велел созвать прорицателей, и магов, и чародеев и халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Когда же они пришли, то стали пред царем

Вместо прорицателей (hariolos) прочие перевели ἐπαοιδούς, то есть заклинателей (inсаntаtоres). Заклинатели же – это, по моему мнению, те, которые действуют посредством слов; маги – те, которые занимаются философским исследованием всякого рода предметов (de singulis)7; чародеи (malefici) – которые пользуются кровию и жертвами и часто прикасаются к телам умерших. Далее, халдеи означают, как полагаю, γενεθλιαλόγους8, которых народ называет астрологами (mathematicos). Маги в обыкновенной речи принимаются за чародеев (maleficis), но у своего народа они имеют другое значение, потому что они служат философами у халдеев и с наукою их искусства сообразуются во всех своих действиях цари и начальники этого народа. Поэтому и при рождестве Господа Спасителя они первые узнали о пришествии Его и, пришедши в святой Вифлеем, поклонились Младенцу по указанию звезды над тем местом (desuper).

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Ст. 2-3 И велел царь созвать тайноведцев, и гадателей, и чародеев, и Халдеев, чтобы они рассказали царю сновидения его. Они пришли, и стали перед царем. И сказал им царь: сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон

По взгляду Навуходоносора, сновидения были одним из средств, при помощи которых боги возвещают свою волю людям. Так, в одной из надписей, он обращается с молитвою к богу Самасу, чтобы тот возвестил ему во сне свою милость и благоволение. Рассматривая и новый забытый сон, как откровение свыше, царь естественно желает знать его, так как это равносильно знанию воли богов, и томится и мучится от неизвестности («тревожится дух мой, желая знать этот сон»).

В целях восстановить в памяти забытое и через то успокоиться он обращается к единственно возможному и надежному, по его мнению, средству, — к помощи вавилонских мудрецов пяти классов, из которых каждый обладал специальными знаниями. Из них «тайноведцы» (евр. хартумим) — знатоки священной халдейской письменности, толкователи при ее помощи сновидений в религиозном смысле и заклинатели злых демонов одними словами без помощи каких-либо волшебных средств (ср. Исх. 7:11. Толковая Библия 1 т.); «гадатели» (евр. асафим от асаф дуть; греч. μάγοι; слав. волхвы) — люди, занимавшиеся, по словам блаженного Иеронима, философским исследованием разного рода предметов, изъяснявшие чудесные видения и предсказания оракулов, объявлявшие народу волю богов, слагавшие в честь их гимны и, наконец, производившие заклинания при посредстве дуновения; «мекасфим» — чародеи, волшебники, употреблявшие для волхвований видимые чары, пользовавшиеся между прочим в этих целях кровью жертвенных животных, (блаж. Иероним); «касдим» — халдеи в собственном смысле или жрецы (Геродот; Диодор Сицилийский), наблюдавшие движения звезд, занимавшиеся астрономическими вычислениями и на основании их предсказывавшие судьбу человека (блаженный Иероним) и, наконец, «газрим» (27 ст.) — то же что астрономы, гадатели по звездам, по внутренностям животных, по полету, крику птиц и т.п. Навуходоносором вызываются мудрецы, конечно, их представители, всех пяти классов, так как знания какого-либо одного были недостаточны при объяснении сна. Хартумим должны были дать его толкование, асафим сообщить царю волю богов; чтобы точнее определить предуказываемое сновидением благополучие или несчастие, можно было погадать по звездам, внутренностям животных, чем занимались касдим и газрим; в случае если бы сон предвещал какое-либо несчастие, те же касдим, как жрецы, должны были умилостивить богов жертвами, а мекасфим — попытаться отвратить бедствие своими чарами.