Толкования на Дан. 3:18

Свт. Иоанн Златоуст

Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся

Замечай мудрость этих юношей. Чтобы присутствующие не усмотрели слабости Бога в том, если случится, что они умрут, будучи брошены в печь, они наперед исповедали Его могущество, сказав: «есть… Бог… на небеси», который «силен» «изъяти нас». Но чтобы, с другой стороны, когда они спасутся от огня, не подумали о них, будто они служат Богу за награду и воздаяние, они прибавили: «аще же ни, ведомо да будет тебе, царю, яко богом твоим не служим, и образу златому, егоже поставил сей, не кланяемся». Таким образом они и возвестили силу Божию, и показали твердость своей души, чтобы и об них не сказал кто того же, что диавол клеветал на Иова. А что диавол говорил об Иове? «Не туне чтит тя Иов: оградил бо еси внутренняя… и внешняя его» (Иов. 1:9–10). Так, чтобы и об них не мог кто сказать этого, они наперед заградили бесстыдные уста.

Восемь слов на книгу Бытия. Слово пятое.


Треблаженные отроки не воспротивились хуле, по­тому что были проникнуты духом божественного долго­терпения, но против слов неверия возвысили голос веры и отвечали мучителю, низлагая законом беззаконие и побеждая угрозу неправды свободою правды, такими словами: да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся. Оставь это безумие, о, человек, устыдись унизительного поклонения образу! Ведь если ты сам поставил изображение, то как кланяешься тому, что сделал? Кто чьим должен быть создателем - люди Бога или Бог людей? Если твои истуканы действительно боги, то они должны быть и творцами, но — как часто мы говорили прежде, — если бы искусство не пришло на помощь людям, язычники совсем не имели бы богов. Между тем, если бы идолы обладали каким-нибудь чувством, они сами стали бы воздавать поклонение людям, которые их сделали. Закон природы — чтобы создание поклонялось Создателю, а не Создатель созданию. Поэтому мы, совоспитанные в благочестии, следуя божественному закону, мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся, но есть Бог на небесах, Который избавит нас от руки твоей. Потом, чтобы не показалось, что они искушают Бога, или что пренебрегают огнем в надежде на избавление, они тотчас прибавляют: если же и не будет того, то есть: если даже и не избавит, но попустит огню сжечь наши тела, то и тогда мы не изменим благочестию, потому что не за плату слу­жим Богу, но чистосердечно исповедуем истину.

Слово о трех отроках и о печи Вавилонской.

Блж. Иероним Стридонский

Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся

А если Он не восхочет. Прекрасно к сказанному ими: может спасти нас присоединил не противуположное: если не может, но: если не восхочет, так что если они погибнут, то это будет вследствие не бессилия Божия, а воли Его.

Да будет известно тебе, царь, что ми богам твоим не служим и золотому истукану, который ты поставил, не покланяемся.

Будем ли мы читать истукан, как Симмах, или образ золотой, как прочие перевели, чтители Бога не должны покланяться ему. Поэтому судьи и мирские правители должны понять, что, покланяюсь истуканам и образам императоров, они делают то, отказавшись от исполнения чего три отрока благоугодили Богу. Нужно заметить также ту особенность, что они говорят о служении богам и поклонении образу, но то и другое не приличествует рабам Божиим.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся

См. Толкование на Дан. 3:16