Толкования на Дан. 4:2

Cвт. Иоанн Златоуст

Ст. 2-3 Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня. И дано было мною повеление привести ко мне всех мудрецов Вавилонских, чтобы они сказали мне значение сна

Посмотри, как Бог хочет смирить его не самим делом, но предсказанием будущего события, и как страшен был сон. Почему же и теперь не отступил от него дух его и он не забыл сна, как прежде? Потому что Даниил уже прежде пред­ставил достаточное доказательство (своей мудрости), именно при объяснении прежнего сновидения, и не было никакой нужды прибегать ко вторичному испытанию. Бог совершает все ради нужды, а не из тщеславия. С другой стороны это делается и для обличения волхвов, чтобы они опять не сказали: да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение (Дан.2:7); они уличаются в том, что не могут сделать ни того ни другого. Они не могли опять сказать: дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов, которых обитание не с плотью (Дан.2:11). Этим царь убеж­дался, что и прежде Даниил говорил не по человеческой му­дрости; убеждался, что и в прежние времена волхвы не гово­рили ничего здравого, как сам он сознался, но только не­кому было обличать их. А когда явилось для них обличение из Иудеи в лице Даниила, то они уже не смеют и притво­ряться. Таким образом они опять приглашаются по внушению (Божию). Достойно удивления, почему царь, испытав силу Да­ниила в таких делах, не призвал его прежде всех? Сам Бог устроил так, чтобы победа Даниила произошла после их поражения. Устрашил меня, говорит царь; однако и при этом не сделался лучшим, но захотел испытать на самом деле. Так всегда Бог невиновен.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 4.

Блж. Иероним Стридонский

Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня

Пусть ответят: какой сон видела противная сила, если только все то, что мы, по-видимому, имеем в этом мире, не есть тень и сон.

И видения головы моей смутили меня. Заметь, что и Навуходоносор имел видения не очей и сердца, а головы, потому что ему открываются тайны ради славы будущих рабов Божиих.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Но я видел сон, который устрашил меня, и размышления на ложе моем и видения головы моей смутили меня

См. Толкование на Дан. 4:1