Толкования на Дан. 4:5

Свт. Иоанн Златоуст

Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святаго Бога; ему рассказал я сон

См. Толкование на Дан. 4:4

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 5-6 Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святаго Бога; ему рассказал я сон. Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе дух святаго Бога, и никакая тайна не затрудняет тебя; объясни мне видения сна моего, который я видел, и значение его

Пока не вошел ко мне сотоварищ (соllega) Даниил, которому имя Валтасар, по имени бога моего. За исключением LХХ переводчиков, которые почему-то опустили все это, прочие три перевели сотоварищ (соllega). Вследствие сего издание их относительно этой книги, по решению учителей Церкви, было отвергнуто, и обыкновенно читается Феодотионово, которое согласуется с еврейским и с прочими переводами. Поэтому и Ориген в девятой книге Строматов говорит, что далее начиная с сего места у пророка Даниила он будет изъяснять не по LХХ толковникам, которые во многом разнятся от еврейского оригинала, а по изданию Феодотиона.

Который имеет дух святых богов в себе, и рассказал я пред ним сон и проч.

Вместо сказанного здесь: святых богов, на халдейском языке, на котором написан Даниил, мы читаем Elain cadisin, что означает святых богов, а не Бога святого, как перевел Феодотион. И не удивительно, если Навуходоносор заблуждается и все то, что видит выше себя, признает не за Бога, а за богов. Поэтому и далее он говорит: Валтасар, глава прорицателей, о котором я знаю, что в тебе дух святых богов (ст. 6). Валтасар – глава прорицателей или заклинателей, как другие перевели. Нет ничего удивительного в том, что был поставлен главою всех прорицателей тот, кто по повелению царя изучил мудрость халдеев и оказался в десять раз мудрейшим всех. Мы можем спросить тех, которые не признают этого видения за действительное событие: кто тот Навуходоносор, который видел сон, и кто Даниил, объяснивший сон его и предсказавший будущее, и каким образом этого же самого Даниила, под которым, по их мнению, следует разуметь святую силу, Навуходоносор ставит главою прорицателей своих и называет его сотоварищем (соllegа)?

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Ст. 5-6 Наконец вошел ко мне Даниил, которому имя было Валтасар, по имени бога моего, и в котором дух святаго Бога; ему рассказал я сон. Валтасар, глава мудрецов! я знаю, что в тебе дух святаго Бога, и никакая тайна не затрудняет тебя; объясни мне видения сна моего, который я видел, и значение его

И только вновь постигшая мудрецов неудача вызывает в Навуходоносоре воспоминание о сверхъестественной мудрости Даниила и вынуждает царя вызвать его для объяснения сновиденья. До сих пор он не приглашался ввиду веры Навуходоносора в своих мудрецов, а также, может быть, и потому, что разница во времени между первым и вторым сном 35 лет сгладили в душе царя представление о пророке, при посредстве которого было разъяснено ему первое откровение.