Толкования на Дан. 4:7

Свт. Иоанн Златоуст

Видения же головы моей на ложе моем были такие: я видел, вот, среди земли дерево весьма высокое

См. Толкование на Дан. 4:6

Блж. Иероним Стридонский

Видения же головы моей на ложе моем были такие: я видел, вот, среди земли дерево весьма высокое

Не только о Навуходоносоре, царе халдейском, но и о всех нечестивых пророк говорит: видех нечестивого превозносящася и высящася, яко кедры ливанския (Псал. 36, 35), которые превозносятся не вследствие великих добродетелей, а вследствие своего высокомерия, а потому они посекаются и падают. Поэтому хорошо следовать тому, чему Господь учит в Евангелии: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Матф. 11, 29). Относительно же сказанного по Феодотиону: τὀ κῦτος, то есть высота его или, как он же впоследствии перевел, ἡ κυρεία, то есть господство, вместо чего мы перевели вид его, те же презрители истории коварно указывают на то, что господcтво царя Навуходоносора не простиралось на всю землю. Ибо он не царствовал над греками, и варварами и всеми северными и западными народами, но владел только восточными странами, то есть Азиею, а не Европою и Ливиею. Отсюда они хотят вывести заключение, что все следует относить в диаволу, между тем как мы все это должны понимать, как сказанное гиперболически вследствие высокомерия нечестивого царя, который по Исаии (гл. 14) настолько тщеславен, что хвастается, что он обладает небом и всею землею, как гнездом и яйцами птиц.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Ст. 7-15 Видения же головы моей на ложе моем были такие: я видел, вот, среди земли дерево весьма высокое. Большое было это дерево и крепкое, и высота его достигала до неба, и оно видимо было до краев всей земли. Листья его прекрасные, и плодов на нем множество, и пища на нем для всех; под ним находили тень полевые звери, и в ветвях его гнездились птицы небесные, и от него питалась всякая плоть. И видел я в видениях головы моей на ложе моем, и вот, нисшел с небес Бодрствующий и Святый. Воскликнув громко, Он сказал: «срубите это дерево, обрубите ветви его, стрясите листья с него и разбросайте плоды его; пусть удалятся звери из-под него и птицы с ветвей его; но главный корень его оставьте в земле, и пусть он в узах железных и медных среди полевой травы орошается небесною росою, и с животными пусть будет часть его в траве земной. Сердце человеческое отнимется от него и дастся ему сердце звериное, и пройдут над ним семь времен. Повелением Бодрствующих это определено, и по приговору Святых назначено, дабы знали живущие, что Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет, и поставляет над ним уничиженного между людьми.» Такой сон видел я, царь Навуходоносор; а ты, Валтасар, скажи значение его, так как никто из мудрецов в моем царстве не мог объяснить его значения, а ты можешь, потому что дух святаго Бога в тебе

7-14. Содержание сновидения Навуходоносора проникнуто мировоззрением и духом того времени. У древних народов дерево считалось и являлось символом человеческой жизни. Высокое, раскидистое дерево означало человека могущественного и величественного; дерево зеленеющее — человека благоденствующего, и наоборот, иссохшее дерево было символом человека, потерявшего свое прежнее величие, срубленное означало человека, так или иначе уничтоженного, стертого с лица земли (Пс. 1:3; Ис. 6:13; Иер. 17:8; Иез. 17:22; 19:10; Ам. 2:9). В частности, дерево служило эмблемой ассиро-вавилонского царства. В качестве символа человека дерево выступает также и в известном сновидении Астиага. Такой же точно смысл имеет данный образ и в сновидении Навуходоносора. Прямое указание на это находится в словах Бодрствующего об отнятии у корня дерева человеческого сердца и даровании ему сердца звериного (4:12-13), — лишении человеческих чувств, стремлений и сообщении чувств животных, что может быть сделано только с человеком. Равным образом и пророк Даниил считает виденное Навуходоносором дерево символом этого царя во всем блеске и величии его царствования (17-19).

Вполне соответствуют воззрениям Навуходоносора и такие подробности сновидения, как явление «Бодрствующих и Святых,» сходящих с небес на землю (10, 14 ст.). По излагаемому Диодором Сицилийским учению вавилонян, в мире планетных божеств различались божества верховные в божества второстепенные, подчиненные первым, так называемые «θεοί βουλαιοι” — боги советники. Одна половина этих богов советников имела смотрение за странами подземными, другая бодрственно смотрела за тем, что совершается на земле между людьми и на небе. Последние и выступают в сновидении под именем «Бодрствующих.» Они, как видит далее Навуходоносор, произносят над ним приговор (ст. 14). Выраженная этой подробностью идея божественного суда не была чужда вавилонянам. По свидетельству того же Диодора Сицилийского, они не верили в судьбу и случай, а приписывали все события «точно определенному суду богов.» И сообразно подобным верованиям на древних вавилонских памятниках встречается изображение бога Бела в положении судьи, окруженного низшими божествами.