Толкования на Дан. 4:24

Свт. Иоанн Златоуст

Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой

Для чего ты говоришь: искупи, и силу врачества подвергаешь некоторому сомнению? Не потому я сказал: искупи, что сомневаюсь, — нет, я желаю внушить ему страх и показать, что он согрешил выше всякого врачества и всякого прощения. Если и после таких слов он не освободился от безумия, то тем больше, если бы не было высказано сомнения. Ту же цель имеет в виду Бог и в других местах, когда напр. гово­рит чрез пророка: хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щелоку, нечестие твое отмечено предо Мною, говорит Господь Бог (Иер.2:22); и еще: может ли Ефиоплянин переменить кожу свою и барс — пятна свои? (Иер.13:23). Как там он не допускает отвергнуть покаяния не для того, чтобы более устрашить, так и здесь Он сказал: искупи, желая по­казать бездну грехов. А почему не сказал: смирись, признай Бога? Если царь за это страдает, как и сам он говорит то для чего ты советуешь другое? Он сказал: Всевышний владычествует над царством человеческим. Что же, я наказываюсь для того, чтобы другие вразумились? Нет, не желая открывать ясно во сне, Бог сказал: дабы знали живущие, а Даниил го­ворит: Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет. Видишь ли, как здесь гово­рится о смиренномудрии? Во сне, говорит, предложено такое врачество, а я укажу и другое. Так бывает, например, когда гневается начальник, сам он ничего не говорит, а кто-ни­будь из его приближенных, подошедши к виноватому, гово­рит: сделай то и то, дай денег, и не раз, и мы можем избавить тебя от угрожающих бедствий.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 4.

Свт. Григорий Богослов

Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой

Итак, последуем Слову, взыщем небесного покоя, отвергнем обилие земное; воспользуемся только тем, что есть в нем доброго; искупим души свои милостынями (Дан. 4:24), дадим от имений своих бедным, дабы стяжать богатство небесное. Дай часть и души, не все одной плоти; дай часть и Богу, не все одному миру. Отними хоть что-нибудь у чрева и посвяти духу. Похить что-нибудь из огня и положи вдали от пожирающего пламени. Исторгни что-нибудь у жестокого мучителя и вверь Господу. «Давай часть семи», то есть этой жизни, и «восьми» (Еккл. 11:2), то есть той жизни, в которую мы перейдем из здешней. Дай немногое Тому, от Кого получил несравненно больше. Отдай и все Даровавшему тебе все. Ты никогда не будешь щедрее Бога, хотя бы и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом и самого себя, ибо и то самое, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Ему, – все еще больше того будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поскольку все от Бога. И как нельзя опередить своей тени, которая постольку подвигается вперед и поскольку мы идем вперед, всегда в равном расстоянии нам предшествует; как нельзя телу вырасти выше головы, всегда над ним возвышающейся, так и нам невозможно превзойти дарами своими Бога. Ибо мы ничего не даем такого, что не принадлежало бы Ему, или что было бы вне круга Его щедрости.

Слова.

Прп. Ефрем Сирин

Грехи твоя милостынями искупи, и неправды твоя щедротами убогих. Даниил увещевает царя грехи алчности своей очистить милостынями; тогда и неправды его в пленении и порабощении народов будут прощены ему за щедроты к убогим. Но поелику царь не внял увещаниям, то постигло его решительное определение гнева Божия.

Блж. Иероним Стридонский

Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой

Если он предсказал определение Божие, которое не может измениться, то каким образом он побуждает его к милостыне и в милосердию к бедным, чтобы изменить определение Божие? Это легко объясняется примером царя Езекии, которому Исаин сказал, что он умрет, и ниневитян, которым было сказано: еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Ион. 3, 4). И однако, по молитвам Езекии и Ниневии, определение Божие было изменено, – не вследствие тщетности осуждения, а вследствие обращения тех, которые заслужили помилование. Также и в [книге] Иеремии Бог говорит (гл. 18), что Он угрожает злом народу; но если тот будет делать добро, то Он угрозы переменяет на милость. Затем говорит, что Он обещает добро делающему [добро]; но если тот будет делать зло, то, говорит, Он изменит Свое определение, – не по отношению в людям, а по отношению в делам изменившимся. Ибо Бог гневается не на людей, а на пороки, которых если не будет в человеке, то Он не наказывает того, что изменилось. Можем сказать и иначе: Навуходоносор, по совету Даниила, оказал милосердие к бедным, и потому определение против него было отсрочено до двенадцатого месяца; но так как впоследствии, прохаживаясь по дворцу вавилонскому, он стал тщеславиться и говорить: это ли не великий Вавилон, который я построил в дом царства силою могущества моего в славу моего имени! (ст. 27), то он утратил благо милосердия чрез зло самопревозношения.

Бог, может быть, простит вины твои.

Если блаженный Даниил, предведущий будущее, не говорит решительно относительно определения Божия, то те поступают безрассудно, которые смело обещают грешникам помилование. Однако нужно знать, что если Навуходоносору, коль скоро он будет делать добрые дела, обещается помилование; то гораздо более оно обещается тем, которые совершали менее тяжкие грехи.

Лопухин А.П.

Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой

См. Толкование на Дан. 4:16