Толкования на Дан. 5:22

Cвт. Иоанн Златоуст

Ст. 22-28 И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. За это и послана от Него кисть руки, и начертано это писание. И вот что начертано: мене, мене, текел, упарсин. Вот и значение слов: мене — исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес — разделено царство твое и дано Мидянам и Персам

Исчислил, говорит, Бог царство твое и положил конец ему. И то, что оно разделилось и не осталось це­лым, сделано в наказание. Так было и с Соломоном. Не только сын Валтасара не получил царства, но оно еще и раз­делилось. Посмотри, как Бог является правым пред ним; посмотри, как сам он виноват. Бога, в руке Которого, говорит, дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил. Не мог ли он тотчас же умертвить тебя? Но он долготерпелив. Кого не устрашило бы такое наказание, и притом столь близкое? Видишь ли, что Бог властен и в том и другом? Чем, скажи мне, ты заслуживаешь проще­ния? Ты сын, не скажу даже — потомок, Навуходоносора, — как же ты не знал всего этого? Определение пишется, как в су­дилище; а Даниил объясняет написанное. Как пришло царю на мысль почтить Даниила? Мне кажется, он желал избежать осуждения присутствовавших может быть, он надеялся получить за это избавление.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 5.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 22– 23 И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это, но вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино, и ты славил богов серебряных и золотых, медных, железных, деревянных и каменных, которые ни видят, ни слышат, ни разумеют; а Бога, в руке Которого дыхание твое и у Которого все пути твои, ты не прославил

Прадед твой за то, что возгордилось сердце его и дух его ожесточился до надменности, был низвержен с престола царства своего и слава его была отнята у него и проч. Поэтому и ты, зная это об отце и зная, что гордым Бог противится, а смиренным дает благодать, не должен был возносить сердце свое против Господа небес, и ругаться над величием Его и делать то, что ты делал. Некоторые относят это место к антихристу, в том смысле, что он вознесся против Бога, подражая гордости отца своего, диавола. Но их следует спросить: кого [нужно разуметь] под Даниилом, объясняющим Писание Божие, и кого под мидянами и персами, убившими его [Валтасара] и вступившими на царство его? Ибо не подлежит никакому сомнению, что после антихриста будут царствовать святые.

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

И ты, сын его Валтасар, не смирил сердца твоего, хотя знал все это

См. Толкование на Дан. 5:18