Толкования на Дан. 8:13

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 13-17 И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится ». И было: когда я, Даниил, увидел это видение и искал значения его, вот, стал предо мною как облик мужа. И услышал я от средины Улая голос человеческий, который воззвал и сказал: «Гавриил! объясни ему это видение!» И он подошел к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое; и сказал он мне: «знай, сын человеческий, что видение относится к концу времени

«Голос человеческий, который воззвал и сказал, – гово­рится, – Гавриил! объясни ему это видение». Посмотри на обязанности ангелов и архангелов. Есть ли другая большая сила? «И он подошел, – говорит пророк, – к тому месту, где я стоял, и когда он пришел, я ужаснулся и пал на лице мое». Где те, которые злословят ангелов? Ангел не сде­лал ничего сам от себя. Видишь ли, что и они разделены на многие чины и виды? В первом видении пророк говорит: «подошел к одному из предстоящих и спросил» (Дан.7:16); а здесь не так. «И услышал я одного святого говорящего»; спрашивает другой, как бы не зная, – чтобы узнал Даниил.

Толкование на книгу пророка Даниила. Глава 8.

Прп. Ефрем Сирин

И слышах единаго святаго глололюща некоему: доколе видение станет о жертве всегдашней? Один святой спрашивает другого святого более ведущего: когда прекратятся неправды Греков и опустошения, ими производимые; и долго ли святое и сила поперется?

Блж. Иероним Стридонский

И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы

И я услышал одного святого говорящего, и сказал один святой другому кому-то, говорившему.

Вместо другому кому-то, что́ Симмах перевел чрез τινί ποτε, которому и мы последовали, Акила, Феодотион и LХХ поставили самое слово еврейское γελμονί. Таким образом, умолчав об имени ангела, он вообще указал на одного кого-либо из ангелов.

Насколько времени [простирается] видение о постоянной жертве и грехе совершившегося запустения и [доколе] святыня и сила будут попираемы?

Один ангел спрашивает другого ангела: до какого времени по определению Божию будет находиться в запустении храм при Антиохе, царе сирийском, и будет стоять статуя Юпитера в храме Божием соответственно тому, что он присовокупил, сказав: и святыня и сила будут попираемы?

Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля.

Лопухин А.П.

Ст. 13-14 И услышал я одного святого говорящего, и сказал этот святой кому-то, вопрошавшему: «на сколько времени простирается это видение о ежедневной жертве и об опустошительном нечестии, когда святыня и воинство будут попираемы?» И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится

Продолжительность предания Антиоху на попрание и святилища и народа равняется, по словам Ангела, 2.300 вечеров и утр. И так как по библейскому словоупотребление, выражение «вечер и утро» обозначает особый, отдельный день (Быт. 1:5, 8, 13 и д.), то и в настоящем случае «2.300 вечеров и утр» должны быть понимаемы в смысле 2.300 полных дней, — суток. Конечным пунктом этого периода является время очищения святилища — «тогда святилище очистится,» т.е. восстановление истинного богослужения в храме в двадцать пятый день месяца Хаслева 148 г. (1 Мак. 4:52-53).

Что же касается начального пункта, то он не поддается точному определению. Открытая борьба Антиоха Епифана с ветхозаветной церковью началась с 143 г., когда он после поражения Египта двинулся на Иерусалим, вошел в святилище и ограбил его (1 Мак. 1:20-23); но боговраждебная деятельность вообще сказалась несколько ранее. В частности, в 142 г. с его согласия первосвященник Ония был лишен должности стараниями нечестивого Иасона. В свою очередь и этот последний был устранен неким Менелаем, кравшим и продававшим сосуды храма (2 Мак. 4). Ввиду этого весь период боговраждебной деятельности Антиоха Епифана определяют временем от 148 до 142 г., в каковой промежуток вмещаются 2.300 суток, равняющиеся 6 годам и 3 или 4 месяцам с несколькими днями.

Кроме указанного понимания и исчисления «2.300 вечеров и утр,» существует еще и другое. Пророческое откровение имеет, говорят, главным предметом вопрос о жертвах. А так как они приносились по закону Моисееву утром и вечером, то и выражение вечер — утро указывает на то, что у пророка Даниила имеются в виду утренние и вечерние жертвы, — временные пункты их совершения. Сообразно с этим вечер и утро должны быть исчисляемы отдельно, и число 2 300 вечеров-утр должно быть определяемо в 1 150 суток, или полных дней. Но подобное исчисление прежде всего противно библейскому словоупотреблению. В тех случаях, когда еврей хочет отдельно обозначить составные части суток — день и ночь, там он ведет каждой части отдельный счет; он говорит: 40 дней и 40 ночей (Быт. 7:4,12; 3 Цар. 19:8), три дня и 3 ночи (Ин. 2:1; Мф. 12:40).

Во-вторых, принимая во внимание хронологические даты деятельности Антиоха Епифана по Маккавейским книгам, в ней нельзя найти такого периода времени, к которому было бы возможно приурочить 1 150 дней. Так, начальным пунктом поругания святилища считают (Делич) или 15 день Хаслева, — время поставления идольского алтаря в храме (1 Мак. 1:54), или время прибытия в Иудею начальника податей Аполлония и взятия им Иерусалима в том же 145 г. (Блек. 1 Мак. 1:29 и д. 2 Мак. 5:24). Но в первом случае до конца боговраждебной деятельности Антиоха, — 25 дня месяца Хаслева 148 г. (1 Мак. 6:52), прошло только 3 г. и 10 дней, или 1 090-1 105, а не 1 150 дней. Во втором случае без всякого основания, а лишь в видах приобретения нужного числа относят время прибытия Аполлония к первому месяцу 145 г.