Толкования на Еккл. 1:5

Свт. Григорий Нисский

Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит

См. Толкование на Еккл. 1:1

Прп. Максим Исповедник

Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит

Писание гласит: Восходит солнце, и заходит солнце. Очевидно, [здесь подразумевается], что [Бог] Слово имеет обыкновение иногда восходить горе, а иногда опускаться долу, соответственно достоинству, смыслу и образу [жизни] тех, кто домогается добродетели и побуждается [стремлением] к божественному ведению. Блажен тот, кто задерживает в себе, по примеру Иисуса Навина (Нав. 10:12), заповедное Солнце правды - мерило дня здешней жизни, не ограничиваемое вечером порока и неведения, которое помогает ему обратить в бегство восстающих на него лукавых бесов.


Слово Божие, возносимое в нас через делание и созерцание, всех привлекает к Себе (Ин. 12:32), освещая, соответственно добродетели и ведению, наши размышления и суждения относительно плоти, души и естества сущих. [Освещает Оно] и сами члены тела [нашего], и чувства, делая их подвластными бремени Его (Мф. 11:29-30). Поэтому созерцатель [вещей] божественных пусть усердно восходит горе, следуя за Словом до тех пор, пока не окажется в том месте, где [обитает] Оно. Ибо туда Слово “влечет”, как говорит Екклесиаст: И в место Свое влечется, то есть влечет следующих за Ним, как за Великим Первосвященником, вводящим в Святая святых, куда предтечею за нас вошло Оно Само (Евр. 6:20).

Главы о богословии.

Блж. Иероним Стридонский

Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит

Восходит солнце, и заходит солнце, и к месту своему идет, и восходит само там. Самое солнце, данное во свет смертным, своим восходом и заходом ежедневно показывает свою смертность. Погрузив свой огненный диск в океан, оно неизвестными нам путями возвращается на место, откуда выходило, и по окончании ночи, снова поспешно выходит из своей опочивальни. Вместо поставленного нами по изданию Вульгаты: «к месту своему идет» в Еврейском стоит «soeph», что Акила переводит είσπνετ, то есть «отдыхает,» а Симмах и Феодотион переводят: «возвращается», – что, то есть, солнце возвращается к месту своему и там, откуда прежде выходило, отдыхает. Все же это говорится для того, чтобы переменами времен и восходом и заходом светил небесных научить, что род человеческий падает и погибает во время для него неизвестное. Иначе: Солнце правды, в крылах коего сила, восходит для боящихся Бога, а для ложных пророков и в полдень заходит. А, взошедши, влечет нас на место свое. Куда? – без сомнения ко Отцу. Ибо для того и пришел Он, чтобы подъять нас от земли на небо и сказать: «когда вознесен будет Сын человеческий, все привлечет к себе» (Ин. 12:32). И не дивно, что Сын привлекает к Себе верующих, когда и Сам Отец привлекает к Сыну: «ибо никто же», говорит, «может прийти ко Мне, аще не Отец пославый Мя, привлечет Его» (Ин. 6:44). Оное солнце, которое, как мы сказали, для одних заходит, а для других восходит, некогда зашло для Иакова патриарха, когда он выходил из земли святой, и снова взошло для него, когда из Сирии он входил в землю обетованную (Быт. 28). И Лот, когда вышел из Содома и прибыл к городу, в который ему повелено было спешить, то взошел на гору, и солнце взошло над Сигором (Быт. 19).

Толкование на книгу Екклезиаст.

Дидим Слепец

Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит

Восходит солнце (Еккл. 1:5) праведности в душе: начало же восхода его приуготовительно, и есть приуготовляющий свет. Когда же оно совершит полный оборот вокруг нее и осветит ее целиком, так что ничего не останется неосвещенным, - тогда становится она полностью просвещенной. Заходит же часто, чтобы вновь взойти, ибо по [единому] продвижению происходит заход и восход. И объединяются заход и восход по принимаемым состояниям: второе просвещение знаменуется закатом по отношению к предшествующему, восходом - к наступающему.

Комментарии на Екклесиаста.

Олимпиодор

Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит

Величественное солнце, когда сравнивается с Солнцем праведности, есть суета.

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит

Но и в жизни природы, так же как в жизни человечества, происходит постоянная сменяемость. И здесь все движется, все течет, но только не вперед, а вокруг, следовательно, всегда по одному и тому же пути, вечно по одному и тому же шаблону. Таково, прежде всего, движение солнца.

Спешит к месту своему, точнее с еврейского: «задыхаясь, спешит к месту своему». Выражение указывает на утомление от вечно однообразного движения.

Толковая Библия.