Толкования на Еккл. 2:5

Свт. Иоанн Златоуст

устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева

См. Толкование на Еккл. 2:4

Свт. Григорий Нисский

устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева

Но не знает такого насаждения, кто обращается к земле и объемлет земное; потому что присоединяет к этому богатое украшение вертоградов и садов плодовитых. Какая потребность во многих садах тому, кто имеет в виду один сад (рай)? Какая мне польза от вертограда, произрощающего овощи — пищу немощных? Если бы я был в том саду, то не развлекался бы пожеланием многих садов. Если бы здоровою сохранял я душу, так что могла бы вкушать твердую пищу, то не заботился бы об овощах, возделывая для пищи, что годно недугу. Но когда однажды к потребности привзошла роскошь, а пожелание ея перешло пределы, тогда, за расточительностию в домах и после расходов на суетное под домашнею кровлею, человек предается роскоши и под открытым небом, для удовлетворения желанию удовольствий пользуется и свойством воздуха. Домогается того, что при помощи возделывания, дерева всегда у него зелены и сеннолиственны, на воздухе служат вместо кровли, так что и под открытым небом наслаждается, как в доме; поверхность земли, по искусству садовника, одевается всякого рода травами, так что, куда ни обратит взор, повсюду представляется глазу все приятное, и всегда окружен доставляющим удовольствие, во всякое время года видит необычное времени, зимою траву, ранние цветы, виноградную лозу обращающуюся в дерево, и с чужими ветвями сплетающую свои ветви, нежные объятия плюща с деревами. А какие на них виды плодов, будучи смешаны друг с другом из разнородных, делают насилие природе, по виду и вкусу показывая в себе нечто среднее, так что плод, по видимому, есть то и другое, что может произойти из растворения разнородных, — о всем этом, и если еще что иное изобрело в растениях искусство, насилующее природу, чего не изыскивает потребность жизни, ищет же необузданное пожелание; о всем этом говорит исповедающий дела свои, что было сие в его искусственных вертоградах и садах. Ибо, сказав: насадих древес всякаго плода, собирательным сим выражением показал, что не было у него недостатка в подобном сему.

На Книгу Екклесиаста.

См. также Толкование на Еккл. 2:4

Сщмч. Дионисий Александрийский

устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева

См. Толкование на Еккл. 2:4

Блж. Иероним Стридонский

устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева

Сделал себе сады и огороды: насадил в них всякое дерево плодовитое. В доме богатого есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные. Для некоторых не совсем здоровых и слабых делаются и огороды, ибо кто нездоров, тот питается овощами (Рим. 14:2); насаждаются деревья, – не все «плодовитые», как стоит в латинских списках, но все «плоды», то есть деревья различных плодов и сортов, так как в церкви дары благодати различны, и один есть глаз, другой – рука, иной – нога, и менее совершенным из членов мы оказываем большее попечение (1 Кор. 12:24). Между этими плодовитыми деревьями первое место, думаю, занимает древо жизни, которое есть мудрость. Ибо, если оно не посажено в средине, то засохнут и прочие деревья.

Толкование на книгу Екклезиаст.

См. также Толкование на Еккл. 2:4

Лопухин А.П.

устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовитые дерева

О существовании царских садов в Иерусалиме говорится в 4 Цар. 21:18, 4 Цар. 21:26, 4 Цар. 25:4, Иер. 39:4, Иер. 52:7, Неем. 3:15.

Толковая Библия.