Толкования на Еккл. 2:9

Свт. Григорий Нисский

И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною

См. Толкование на Еккл. 2:8

Сщмч. Дионисий Александрийский

И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною

См. Толкование на Еккл. 2:4

Блж. Иероним Стридонский

И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною

И возвеличился я и приложил мудрость больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме: и мудрость моя оставалась при мне. Возвеличившийся Екклезиаст, по-видимому, наименее соответствует Господу, если только мы не применим к Нему оного: «преспеваше премудростью и возрастом и благодатью» (Лк. 2:52) и: сего ради «Бог Его превознесе» (Флп. 2:9). А в словах: «бывших прежде меня в Иерусалиме» говорит о тех, кои до Его пришествия управляли собранием святых и церковью. Если мы понимаем Писание духовно, то наиболее богатый из всех есть Христос; если только телесно, то лучше понимать это в отношении к синагоге, чем к церкви. Итак, Он снял покрывало, которое было положено на лице Моисея (Исх. 34) и дал нам в полном свете видеть лице Его (2 Кор. 3:14–18). Далее, в том, что мудрость осталась при Нем, смысл тот, что мудрость оставалась у Него и во время пребывания Его во плоти. Кто преуспевает в премудрости, у того мудрость не остается в одном положении, а кто не принимает преуспеяния и не возрастает постепенно в премудрости, а постоянно обладает оною в полноте, тот может сказать: «и мудрость оставалась при мне».

Толкование на книгу Екклезиаст.

См. также Толкование на Еккл. 2:4

Дидим Слепец

И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною

Мудрый всегда пребывает в прибавлении, когда усовершается. В жизни же это следует добиваться совершенства в этом и в последнюю и в первую очередь. Сказано: Когда человек окончил бы, тогда он только начинает (Сир. 18:6). Не следует, стало быть, беспокоиться и [о том, что] даже когда совершенства, которое возможно в этой жизни, достигают, [все равно остается истинным, что] мы отчасти знаем (1 Кор. 13:9). Итак, пребывает в прибавлении тот, кто усердствует…

Возможно, что пророки и Моисей… предвещали то, что Иисус намеревался сделать и чему учить; Он же их восполнил. Прибавление есть всегда осуществление возможности. Они проложили путь, Он же этот путь завершил, показав Себя как этот путь и сказав: Я есмь путь и истина (Ин. 14:6). И потому сказал ученикам: Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев… (Мф. 5:20). Заметь, что ученики Иисуса по превосходству ею обладали, в сравнении с той, что была у прежних.

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мною

И мудрость моя пребыла со мною. Екклезиаст не забывал о конечной цели своих опытов — исследовать сущность истинного счастья и, вместе с тем, смысл человеческой жизни (ст. 3).

Толковая Библия.