Толкования на Еккл. 4:4

Свт. Василий Великий

И видех аз весь труд и всяко муже­с­т­во сотворения, яко сие ревность мужа от­ подруга сво­его. И сие суета и про­изволение духа

Премудр был тот, кто запрещал и вечерять с человеком завистливым (Притч. 23:6), под сближением на вечери разумея и всякое также общение в жизни. Как хорошо возгораемое вещество заботимся мы класть подальше от огня, так по мере возможности не надо вести дружеских бесед с завистливыми, поставляя себя вдали от стрел зависти. Ибо не иначе можно предаться зависти, как сближаясь с нею в тесном общении; потому что, по слову Соломона, зависть мужу - от товарища его (Еккл. 4:4; LXX). Действительно, так и бывает: не скиф завидует египтянину, но всякий своему соплеменнику; и из соплеменников завидуют не тому, кто неизвестен, но хорошо знакомым; и из знакомых - соседям, людям того же ремесла и по чему-нибудь иному близким; и из них опять - сверстникам, родственникам, братьям. Вообще, как ржа есть болезнь хлебного зерна, так и зависть есть недуг дружбы.

Беседа о зависти.

Блж. Иероним Стридонский

Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа

И видел я весь труд, и вместе весь подвиг дела: ибо зависть мужу от товарища его. И это суета и томление духа. Потом обратился я к другому и видел всю силу и славу трудящихся, и усмотрел, что благо одного есть зло для другого, так как завистник мучится чужим счастьем, а пользующийся славою открыт для козней. Ибо, что суетнее, что ничтожнее, что презреннее того, что люди не бедствия свои оплакивают, не о грехах своих скорбят, а завидуют тем, кто лучше их?

Толкование на книгу Екклезиаст.

Евагрий Понтийский

Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа

По словам Соломона, видел он творящего всяческое зло и закаленного в пороке; о нем и говорит как об окрепшем в нечестии, что вредит бедным (Притч. 28:3; LXX), и опять же, о создании, сотворенном, чтобы его угнетали ангелы (Иов. 40:14; LXX) Божии. Видел и зависть, которую он приобрел к человекам, суетную, наполнившую его сердце; ибо по неизбежности Бог стал всем во всех (1 Кор. 15:28), и стала исполненной Христом молитва, гласящая: дай им, чтобы и они были в Нас, как и Я и Ты едино суть, Отче.

Схолии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Ст. 4-12 Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это - суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа. И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это - суета и недоброе дело! Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется

Екклезиаст отмечает новую черту в современном ему обществе, разрушающую человеческое благополучие, именно – внутреннее обособление людей, их нравственное разъединение. Человек богат, но он одинок; нет у него «другого», т.е. искреннего друга, ни сына, ни брата. Он не знает, для кого он трудится и лишает себя благ. А, между тем, жизнь вдвоем имеет много преимуществ, так как дает каждому нравственную и материальную поддержку.

Толковая Библия.