Толкования на Еккл. 7:5

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 5-6 Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета!

Лучше слышать вразумление мудрого, нежели слушать песни глупых. Ибо, как треск терновника под котлом, так и смех глупого. Да и это суета. Лучше получать укоризны от мудрого, чем обольщаться ласками льстеца. С этим сходно и оное: «лучше раны друга, чем добровольные лобзания врага» (Притч. 27:6). Ибо, как треск терновника, горящего под котлом, издаёт звук неприятный, так не приносят пользы и слова льстивого учителя, внушающего своим слушателям мирские заботы (которые разумеются под словом «терновник») или приготовляющего их для будущего огня. Симмах, вместо поставленного нами: ибо, «как треск терновника под котлом, так смех глупого», передавая тот же смысл, какой вывели и мы, поставил: «ибо словами неопытных всякий связывается узами», то есть от слов таких учителей слушатель еще более опутывается, когда и без того каждый связан узами грехов своих.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Дидим Слепец

Ст. 5-8 Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых; потому что смех глупых то же, что треск тернового хвороста под котлом. И это - суета! Притесняя других, мудрый делается глупым, и подарки портят сердце. Конец дела лучше начала его; терпеливый лучше высокомерного

Представляется многим, что обличение от мудрого (Еккл. 7:5) можно обойти вниманием, особенно, когда они отличаются склонностью к греху. Ибо тот, кто расположен к получению удовольствий и к прегрешениям, отвергает того, кто им препятствует. Тот же, кто не прозревает, радуется льстецам: ему по душе больше слушать песни льстивые, нежели слова обличительные. Ибо любить обличителя свойственно мудрому. <…> Льстецы поют определенным способом. Если и высказывают нравоучительное, то скорее желают развлечь слушателей, чем оказать им пользу. Это - песнословие, возбуждающее приятные чувства, в то время как обличение указывает путь правильный.

…Терновый хворост, когда сгорает под котлом, вызывает сильный шум и треск. И конечно, таков смех глупых, ибо и он создает шум и треск, но не ради утешения души. <…> И как этот терновый хворост, сгорая под котлом, производит треск, так же и их смех происходит от дурной души, опаляемой огнем. <…> Итак, терновый хворост - жизненные заботы, постыдные вожделения, разнузданные наслаждения.

…Конец речи больше содержит благого, чем ее начало. <…> Речь сказывается, дабы дело возникло. <…> Терпеливый, который не возгордился духом, - не высокомерен. Ведь зачастую, воспитывая кого-либо, не способного к острому восприятию по способности ума, люди с большим терпением проводят наставление… не отказываясь после первого или второго порицания, но иным способом добиваясь исцеления. Такой терпеливый лучше заносчивого и возгордившегося духом.

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни глупых

См. Толкование на Еккл. 7:1