Толкования на Еккл. 7:15

Блж. Иероним Стридонский

Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем

Все я видел во дни суеты моей. Бывает, что праведный погибает в правде своей, и бывает, что нечестивый долгоденствует в беззаконии своём. Нечто подобное сему сказал и Спаситель в Евангелии: «обретый душу свою, погубит ю: а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» (Мф. 10:39). Маккавеи по-видимому погибли в правде своей, за закон Божий и правду, равно как и мученики, пролившие кровь за Христа; и наоборот, те, кои во времена ветхозаветные ели свиное мясо и после пришествия Господа приносили жертву идолам, эти по-видимому за свое беззаконие жили и пребывали в этом мире долговечными. Но Божие долготерпение – тайна; ныне Он и святых подвергает испытаниям, чтобы они приняли злое в жизни своей, и грешников не посещает за беззаконие, но как бы сохраняет для жертвы, чтобы как первым даровать вечные блага, так последних подвергнуть бедствиям нескончаемым. Евреи в праведных, погибающих в правде своей, подозревают сыновей Аарона, – что считая себя поступающими праведно, они принесли чуждый огонь; а нечестивым, долговечным в беззаконии своём признают Манассию, который после плена снова возведенный на царство, прожил потом долгое время.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Дидим Слепец

Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем

Есть праведность согласно истине и праведность для самого себя. <…> Итак, праведник терпит крушение от того, что праведно для него самого. А те, кто праведны сообразно истине… не остаются при собственной праведности и не полагаются на правду самих себя. Потому они и не гибнут в праведности, как говорит псалмопевец: «Я стану живым в правде Твоей» (Пс. 118:40). Поэтому Павел, будучи великим мужем, во Христе живущим, которому было и откровение истины, говорит: [Хотя] я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь (1 Кор. 4:4).

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Ст. 15-16 Всего насмотрелся я в суетные дни мои: праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем. Не будь слишком строг, и не выставляй себя слишком мудрым; зачем тебе губить себя

Не будь слишком строг, буквально: «не будь слишком праведен». В этих словах некоторые видели выражение стоического принципа жить сообразно с природой и стоического понятия о добродетели, как искусстве μεσος ἔχειν – держаться средины. На самом же деле, продолжая развивать свою прежнюю мысль о разумном наслаждении жизнью, Екклезиаст предостерегает здесь лишь от излишнего педантизма и узкого ригоризма, в силу превратных нравственных понятий стремящегося изгнать из жизни все невинные радости, вполне дозволенные удовольствия.

Толковая Библия.