Толкования на Еккл. 9:7

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ст. 7-8 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей

Соломон, гадательствуя о благодати, в Екклезиасте говорит: «прииди, яждь в веселии хлеб твой», (то есть, духовный хлеб. И чрез слово «прииди» именует спасительное и блаженнотворное призывание). «И пий во блазе сердцы вино твое», то есть, вино духовное. «И елей на главу твою да излиется». (Видишь ли, как и таинственное назнаменовал Миропомазание?) «И во всяко время да будут ризы твоя белы, яко угодна Богу творения твоя». Ибо прежде нежели приступил ты к благодати, «суета суетствий» (Еккл. 1:2) были дела твои. Когда же совлекся ты ветхих одежд и облекся духовно в белые, то надлежит во всякое время носить белое. Совсем не то мы говорим, что якобы тебе надлежит во всякое время облачаться в белые одежды, но в белые в истинном смысле и светлый, (то есть духовный): нужно тебе одеваться, дабы говорил ты с блаженным Исаиею: «да возрадуется душа моя о Господе: облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя» (Ис. 61:10).

Поучения тайноводственные. Поучение 4.

Блж. Иероним Стридонский

Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим.

Иди и ешь в веселии хлеб твой и пей в добром сердце вино твое, ибо уже угодны стали Богу дела твои. Поелику ты знаешь, что смертью все оканчивается и во аде нет покаяния и никакого возвращения к добродетелям: то, пока ты находишься в этом мире, спеши, ревнуй покаяться, подвизайся, пока у тебя есть время. Ибо Бог охотно принимает кающегося. Иначе: полезно и простое понимание этого места, сообразное с оным: «аще ясте, аще ли пиете, аще ли ино что творите, вся во славу Божию творите» (1 Кор. 10:31) и еще: «с умом пей вино». Ибо тот не имеет истинной радости и доброго сердца, кто сверх меры злоупотребляет сотворенным. Но лучше понимать так: чьи дела угодны Богу, тот никоим образом не будет нуждаться в истинном хлебе и вине, истоптанном из виноградника Сорех. Итак, если нам дана заповедь говорящая: «пожелал ты премудрости, храни заповеди, и Господь подаст тебе ее»: то будем хранить заповеди, – и мы будем в состоянии обрести хлеб и вино духовное. А кто не хранит заповедей и хвалится изобилием хлеба и вина, тому говорится чрез Исайю: «не говори: я уже знаю ее: ты и не постиг и не знаешь, и от начала Я не открыл уши тебе; ибо знаю, что презирая презришь» (Ис. 48:8). Далее то, что говорится у Семидесяти Толковников: «иди, ешь в радости хлеб твой» есть голос того Екклезиаста, Который говорит в Евангелии: «жаждяй да грядет ко мне и да пиет» (Ин. 7:37) и в Притчах: «приидите, ядите мой хлеб и пейте вино мое» (Притч. 9:5).

Толкование на книгу Екклезиаст.


Ст. 7-8 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей

[Риторы и поэты говорят:] ходи разодетый в белые одежды; голова твоя пусть будет надушена благовониями; какая бы из женщин тебе не понравилась, наслаждайся в ее объятиях; суетную и краткую жизнь проводя в суетном и кратком наслаждении. Ибо, кроме этого, ничего у тебя не будет, чем бы тебе можно было бы насладиться; спеши скрывать все, что тебе может доставлять удовольствие, спеши, чтобы оно не исчезло. И пусть не тревожат тебя пустые сказки, будто в каждом деле, добром или худом, тебе нужно будет отдать отчет во аде. Ведь в смерти нет никакой премудрости: по прекращении жизни не остается никакого ощущения.

Комментарии на Екклесиаста.


Ст. 7-12 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости. И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым - победа, не мудрым - хлеб, и не у разумных - богатство, и не искусным - благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них

Иди и ешь в веселии хлеб твой и пей в добром сердце вино твое, ибо уже угоднее стали Богу дела твои. Да будут во всякое время белы одежды твои и да не оскудевает елей на голове твоей и прочее до того места, где сказал: «как рыбы, которые попадаются в пагубную сеть, и как птицы, которые запутываются в силке, так и сыны человеческие уловлены будут во время наихудшее, когда оно упадёт на них неожиданно». Прежде чем будем говорить о каждом стихе порознь, сделаем краткий общий обзор, чтобы было видно, в каком смысле говорится все это. Так как в предыдущем отделении сказал, что люди после смерти своей исчезают из сердца людей и к ним никто не имеет ни любви, ни ненависти, по выражению поэта: «Нет уж борьбы никакой с побеждёнными, мертвыми» (Энеид. II) и так как под солнцем они ничего не могут делать: то теперь приводит, как людское заблуждение, самый способ их взаимного убеждения пользоваться благами мира сего. По обычаю риторов и поэтов он делает олицетворение, говоря: о человек, если таким образом после смерти ты ничто и сама смерть ничто, то послушай совета моего и пока живешь в этой краткой жизни, пользуйся наслаждениями, употребляй драгоценные ткани, предавайся вину и пойми, что все это Богом дано тебе в пользование. Ходи разодетый в белые одежды, голова твоя пусть будет раздушена благовониями, какая бы из женщин тебе ни понравилась, наслаждайся в ее объятиях и суетную и краткую жизнь проводи в суетном и кратком наслаждении. Ибо кроме этого ничего у тебя не будет чем бы тебе можно было насладиться; спеши срывать все, что тебе может доставлять удовольствие, спеши, чтобы оно не исчезло. И пусть не тревожат тебя пустые сказки, будто в каждом деле добром ли или худом тебе нужно будет отдать отчёт во аде. Ведь в смерти нет никакой премудрости: по прекращении этой жизни не остается никакого ощущения. Так скажет, говорит, какой-нибудь Эпикур, Аристипп, Киринеики и другие скоты из философов. А я, тщательно размыслив сам с собою, нахожу, что не случайно все происходит и не слепая Фортуна играет делами человеческими, как некоторые худо думают, а все это происходит по определению Божию. Ни быстроногий, если он бежит, не должен бег считать своим, ни сильный пусть не полагается на силу свою, ни умный пусть не думает, что богатство и имение он собирает умом своим, ни красноречивый и ученый, что он приобретает любовь у народа своим красноречием и учёностью; нет, но все делается устроением Божиим. И если Он не направит всего Своею волею, если Он не созиждет дом, то напрасно трудились строящее его; если Он не сохранит города, то напрасно бодрствуют стерегущие его (Пс. 126:1). Итак не один исход всем, и не случаен порядок жизни этой, как они думают: потому что, когда они о том не думают, похищенные мгновенно смертью, они пойдут на суд. И как рыба попадает на удочку и в сети и вольные в воздухе птицы запутываются в силок неведомо для них: так и люди, тогда как они полагали что все вертится по игре случая, при неожиданном наступлении смерти и суда, по заслугам своим будут отведены на мучения вечные.

Это в смысле краткого общего обзора всего сказанного; теперь же следует объяснить все порознь и так, как бы он говорит не от лица другого, а от себя.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Ориген

Ст. 7-8 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей

Потому никто не может приступить к Слову Божьему, если не будет прежде освящен, то есть если не будет святым и телом и духом (1 Кор. 7:34), если не омоет одежды свои. Ибо должно ему вскоре после этого войти в чертог брачный, вкусить от плоти Агнца, испить от чаши спасения. И да не придет никто на пир сей в нечистой одежде. Ибо это и в другом месте заповедала Премудрость, говоря: Да будут во всякое время одежды твои светлы (Еккл. 9:8). Однажды одежды твои уже были омыты, ибо, когда пришел ты к благодати крещения, ты был омыт телом и очищен от всякой скверны плоти и духа.

Гомилии на Книгу Исход.

Беда Достопочтенный

Ст. 7-8 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей

Тропология, то есть моральный способ речи, заботится об утверждении и исправлении нравов, пользуясь или обычными, или фигуральными выражениями. Используя обычные, говорит свои наставления Иоанн: Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3:18). А фигуральные - Соломон: Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей (Еккл. 9:8), то есть говоря просто: «Да будут во всякое время дела твои устроены, и любовь в сердце твоем да не оскудеет».

О скинии.

Дидим Слепец

Ст. 7-8 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей

Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, потому помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих (Пс. 44:8). Заметь, что даже соучастники получили помазание. Но Он Сам был помазан прежде их, поскольку не Его помазали ради них, но их ради Него. В итоге, их назвали соучастниками Христа, а не Христа - их соучастником.

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Ст. 7-10 Итак иди, ешь с весельем хлеб твой, и пей в радости сердца вино твое, когда Бог благоволит к делам твоим. Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей. Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это - доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем. Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости

Свои печальные размышления Екклезиаст заключает, по обыкновению, призывом к наслаждению жизнью. Чем мрачнее будущее человека, тем более он должен ценить радости земного существования.

Толковая Библия.