Толкования на Еккл. 10:4

Свт. Кирилл Иерусалимский

Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки

Впрочем, не ты только сам бываешь виновником греха, но есть некто и другой, самый злой подстрекатель к нему - дьявол. Он подстрекает всех, однако же не одолевает тех, которые не повинуются ему. Потому-то говорит Екклесиаст: Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего (Еккл. 10:4). Заключи дверь свою, удали его от себя -и не нанесет тебе вреда. Если же ты беззаботно допустишь помысел похоти, то она пустит в тебе корни свои, свяжет разум твой и увлечет тебя в пучину зол.

Огласительные слова.

Свт. Амвросий Медиоланский

Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки

Не говори твоему Богу: Он огорчает меня, или: Он не нужен мне, ибо написано: … не оставляй места твоего (Еккл. 10:4). Дьявол хочет этого от тебя, и он хочет завлечь тебя этим. Ибо он завидует твоей надежде и обетованному тебе.

Письма.

Прп. Амвросий Оптинский

Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки

Слово «владеющаго» относится к искусителю, врагу нашему душевному, который чрез то, что человек преслушал заповедь Божию и послушал злое внушение врага, сделался князем мира и князем владеющим чрез послушание человеческое. Он, как Адама с Евой прельстил под благовидным предлогом, так и теперь тем же способом прельщает многих; если не возможет кого обольстить собственными внушениями, то старается смутить человека и ввести в искушение через друзей и знакомых, под благовидными предлогами.

Письма.

Блж. Иероним Стридонский

Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки

В Екклесиасте также читаем: Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего (Еккл. 10:4). Из этого следует, что если мы оставили место из-за того, кто гневается, то позволили согрешить и не низвергли стремительно врага, поднявшегося на стену. Но грозя братьям, то есть своим клеветникам, вечным огнем с дьяволом, не столько, мне кажется, братьев унижаешь, сколько возносишь дьявола, вместе с которым христиане будут отбывать наказание в этом огне.

Против Руфина.


Если дух имеющего власть взойдёт на тебя, то не оставляй места твоего, потому что врачевание успокаивает грехи великие. Теперь Писание указывает князя мира сего и мироправителя тьмы сей, действующего в сынах противления, о котором упоминает и Апостол (Еф. 2:2, 6:12), и говорит, что если он войдёт в сердце наше, и дух получит рану злого помысла, то мы не должны дальше давать ему места, но должны бороться против нечестивейшего помысла и избавлять себя от греха величайшего; не должны, то есть, помысл исполнять на деле, так как иное дело грешить помыслом, и иное самым делом. Об этом великом грехе и в Псалме написано: «аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика» (Пс. 18:14). Симмах еврейское слово «marphe», которое все сходно переводили словом: ïαμα, то есть исцеление или врачевание, перевёл в ином смысле, сказав: «если дух начальника нападет на тебя, то не сходи с места твоего: потому что целомудрие сдерживает грехи великие», то есть: если диавол будет щекотать ум твой и возбуждать тебя к похоти, то не следуй нечестивейшему помыслу и ласкающей похоти, но стой мужественно и твердо, и холодом целомудрия гаси пламя похоти. Еврей в этом месте подозревал не знаю что в таком роде: если в мире ты получишь какой-либо высокий сан и будешь поставлен начальником над народом, то не оставляй прежних дел своих, не начинай забывать о прежних добродетелях, не ослабевай в прежнем подвиге: ибо врачевание грехов проистекает из доброй жизни, а не из гордой и надменной сановитости.

Толкование на книгу Екклезиаст.

Дидим Слепец

Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки

Если гнев начальника поднимется на тебя (Еккл. 10:4), -если и кажется, что он овладевает тобой, то потому, что ты ему поддался; ибо так же как царствует грех в смертном теле того, кто склонен подчиняться похоти его (Рим. 6:12), и [так же как] если над кем-то властвует мамона, то он ввергает свои помыслы в страсть к серебру, так и подпадает власти тот, кто подчинился, словно раб.

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего; потому что кротость покрывает и большие проступки

Екклезиаст продолжает характеристику мудрого и глупого. Мудрый человек должен спокойно относиться к раздражению своего начальника, не спешить оставлять свое место, зная, что незаслуженный гнев начальника пройдет, что спокойствие и кротость обезоруживает людей в случаях даже серьезных проступков.

Толковая Библия.