Толкования на Еккл. 10:15

Прп. Иоанн Кассиан

Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город

И таким образом, от царского пути уклоняясь, не могут достигнуть города митрополии, куда всегда неуклонно должно быть направлено наше шествие. Это и Екклесиаст довольно знаменательно выразил: Труд глупого утомляет его, потому что не знает [даже] дороги в город (Еккл. 10:15), то есть в Небесный Иерусалим, который есть матерь всем нам (Гал. 4:26).

Собеседования.

Блж. Иероним Стридонский

Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город

Труд глупых утомит тех, которые не знают дороги в город. Соединяй и эти стихи с предыдущими. Говорит или вообще о всех глупых, которые не знают Бога, или в частности о еретиках. Читай Платона, ознакомься с тонкостями Аристотеля, просмотри внимательно Зенона и Карнеада, – и ты увидишь, что истинно сказанное: труд глупых утомит их. Хотя они со всею ревностью искали истину, но, так как не имели руководителя и указателя пути и думали, что они могут постигать мудрость человеческими чувствами: то вовсе не достигли того города, о котором говорится в Псалме: «Господи, во граде Твоем образ их уничижиши» (Пс. 72:20). И Господь во граде своем рассеет все тени, различные образы и маски, в которые облеклись они в различных учениях, – во граде своем, о котором и в другом месте пишется: «речная устремления веселят град Божий» (Пс. 45:5), и в Евангелии: «не может град укрытися верху горы стоя» (Мф. 5:14) и у Исайи: «аз град крепкий, град воюемый» (Ис. 27:3). Этот-то город истинной мудрости, город крепкий и сильный, стараются преодолеть все и мудрецы века и философы. И что мы сказали о философах, тоже самое должно думать и о еретиках, – что напрасно они трудятся и утомляются в изучении Писаний, когда блуждают в пустыне и города найти не могут. О блуждании их упоминает и Псалмопевец, говоря: «заблудиша в пустыни безводней, пути града обителнаго не обретоша» (Пс. 106:4).

Толкование на книгу Екклезиаст.

Дидим Слепец

Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город

Здесь он подразумевает под городом не местоположение, но дела, совершаемые благозаконно. Воистину, неразумный не знает дороги в город (Еккл. 10:15). Но тот, кто может говорить, что, шествуя по земле, на небесах имеем гражданство, тот знает дорогу в город, которому его истинное гражданство принадлежит. И опять же: Как слышали мы, так и увидели во граде Господа сил, во граде Бога нашего (Пс. 47:9).

Комментарии на Екклесиаста.

Лопухин А.П.

Труд глупого утомляет его, потому что не знает даже дороги в город

См. Толкование на Еккл. 10:14