Толкования на Еккл. 12:12

Блж. Иероним Стридонский

А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела

И сверх сего, от этого, сын мой, берегись: составлению многих книг нет конца, и многое размышление – труд для тела. За исключением тех слов, которые даны от единого Пастыря и одобрены собором и согласием мудрых, не делай ничего, не принимай на себя ничего, иди по следам предков и не отступай от их авторитета. В противном случае, если ты будешь искать многого, то явится бесконечное множество книг, которое тебя самого увлечет в заблуждение и заставит напрасно трудиться читателя. Или учит, что нужно заботиться о краткости и обращать внимание более на мысли, чем на слова, учит против философов и учителей века сего, которые ложь своих учений стараются доказывать пустыми фразами и многословием. Напротив, Божественное Писание ограничено в тесном круге и насколько широко мыслями, настолько сжато в словесном выражении. Ибо завершенное и сокращенное слово изрек Бог на землю, и слово Его близ есть, в устах наших и в сердце нашем (Рим. 10:8; Втор. 30:14). Иначе: частое чтение и постоянное размышление обыкновенно есть более труд для души, чем для тела. Ибо как все что делается руками и телом, выполняется трудом руки и тела: так то, что относится к чтению, есть труд более ума. Отсюда, мне кажется, сказанное выше о множестве книг следует понимать иначе, чем как думают многие. И совокупность многих книг, если они согласны между собою и написаны об одном и том же предмете, Писание обыкновенно называет одною книгою, как например Евангелие и «закон Господень непорочный обращающий души» (Пс. 18:8) называются в единственном числе хотя евангелий много и много заповедей закона. Подобным образом и та книга, о которой сказано в речи Исайи, есть все Божественное Писание (Ис. 29:18). И Иезекииль и Иоанн съедают одну книгу (Иез. 8, Откр. 10); и Спаситель, предвозвещенный голосами всех святых, сказал: «в главизне книжне писано есть о Мне» (Пс. 39:8). Применительно к такому, полагаю, смыслу и теперь заповедано, чтобы не было много книг. Ибо все, чтобы ты ни сказал, если оно относится к Тому, Кто в начале был у Бога и Бог было Слово (Ин. 1:1); то все это – одна книга, и безчисленные книги называются одним законом и одним Евангелием; а если будешь рассуждать о разном противоположном и с излишним любопытством будешь направлять ум туда и сюда, то и в одной книге окажется много книг. Поэтому и сказано: «от многословия не избежиши греха» (Притч. 10:19). Таким книгам нет конца; ибо все доброе и истина заключаются определенным концом, а злое и ложь без конца, и чем больше они развиваются, тем больший нарождается ряд злого и ложного. Занятие и упражнение в этом деле есть труд плоти; плоти, говорю, а не духа, ибо и дух имеет труд свой, соответствующий сказанному апостолом: «паче всех их потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною» (1 Кор. 15:10), и Спасителем: «утрудихся зовый» (Пс. 68:4).

Толкование на книгу Екклезиаст.

Ориген

А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела

Я же отвращаясь от тягот и помня об опасности, которая исходит от Бога для тех, кто посвятил себя писаниям о божественном, поищу, пожалуй, совета в Писании, убеждая себя не писать много книг, ибо в Екклесиасте Соломон говорит: Сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать -утомительно для тела (Еккл. 12:12). Ибо мы - если, конечно, приведенные слова не имеют некого тайного смысла, еще неявного нам, - преступили заповедь сию, не убереглись и написали много книг.

…Прежде всего мы задумались над словами Екклесиаста, говорящего:Сын мой, того берегись: составлять много книг (Еккл. 12:12). С этим я сопоставляю речение того же Соломона из Притчей, когда он говорит: При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои - разумен (Притч. 10:19). И я задам вопрос, будет ли многословием говорить много чего бы то ни было, даже если ты говоришь много вещей святых и спасительных. Ибо если это так, и тот, кто говорит много полезных вещей, повинен в многословии, сам Соломон не избежал греха сего.

На Евангелие от Иоанна.

Лопухин А.П.

А что сверх всего этого, сын мой, того берегись: составлять много книг - конца не будет, и много читать - утомительно для тела

Указав на высокое значение произведений мудрых, писатель, в то же время, предостерегает своего ученика от злоупотребления книгами, как от составления, так и от чтения многих книг. Этот совет он как бы спешит применить к себе, в следующих стихах заканчивая свою книгу.

Толковая Библия.