Толкования на Есф. 2:19

Рабан Мавр

Ст. 19-23 И когда во второй раз собраны были девицы, и Мардохей сидел у ворот царских. Есфирь все еще не сказывала о родстве своем и о народе своем, как приказал ей Мардохей; а слово Мардохея Есфирь выполняла и теперь так же, как тогда, когда была у него на воспитании. В это время, как Мардохей сидел у ворот царских, два царских евнуха, Гавафа и Фарра, оберегавшие порог, озлобились, и замышляли наложить руку на царя Артаксеркса. Узнав о том, Мардохей сообщил царице Есфири, а Есфирь сказала царю от имени Мардохея. Дело было исследовано и найдено верным, и их обоих повесили на дереве. И было вписано о благодеянии Мардохея в книгу дневных записей у царя

Кого же обозначают эти два евнуха, которые были привратниками царского дома и охраняли самый вход в дворец, как не книжников и фарисеев у иудеев? Это о них было сказано, что они, имея ключ к знанию, и сами не входили, и другим войти не позволяли. Они захотели восстать на царя и убить его, потому что, завидуя учению и добродетелям Спасителя, они постоянно замышляли зло против Него и тайно договаривались со служителями римской власти, как найти способ погубить Его. Вот, в Евангелии написано: Тогда фарисеи пошли и совещались, как бы уловить Его в словах. И посылают к Нему учеников своих с иродианами, говоря: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив, и истинно пути Божию учишь, и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице; итак скажи нам: как Тебе кажется ? позволительно ли давать подать кесарю, или нет? (Мф 22:15-17). А в другом фрагменте читаем: Первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом (Ин 11:47-48). А немного дальше сказано: С этого дня положили убить Его (Ин 11:53).

Толкование на Книгу Есфири.

Лопухин А.П.

И когда во второй раз собраны были девицы, и Мардохей сидел у ворот царских

Мардохей и заговорщики

«Когда во второй раз собраны были девицы», это именно тот раз, который только что был упомянут и в который из всех девиц выбрана была в замену Астини – Есфирь. После избрания Есфири нового еще собрания девиц было уже не нужно. «Вторым» это собрание было в отличие от того (первого), в который избрана была некогда Астинь, так как девицы собирались к царю вообще тогда, когда нужно было избрать царицу.

Второе собрание девиц и счастливая перемена судьбы Есфири, сделавшейся царицей, сообщило перемену и положению Мардохея. Он сидел теперь у ворот царских, т.е. стал одним из царских чиновников, благодаря тому, что, сохраняя в секрете свое еврейство, Есфирь не скрыла своих дочеринских отношений к Мардохею.