Толкования на Езд. 1:2

Беда Достопочтенный

так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее

Античные исторические [сведения], с которыми согласуется и писание Даниила, сообщают, что персидский царь Кир, вступивший в союз с мидийским царём Дарием, разрушил Вавилонское царство и убил их последнего царя Валтасара, а сам город разорил и опустошил. И вот этот Кир, зная, что царство Израиля вверено ему Самим Богом, как только разбил то царство, которое пленило народ Израиля и удерживало его в рабстве, позволил израильтянам вернуться на родину и отстроить заново дом Бога их, который был предан огню. И он не только словами возвестил о своём решении присутствовавшим [при этом], но и разослал послания для всех тех, кто находились в разных провинциях его царства. Сам же публично засвидетельствовал, что Тот, Кто есть Бог Израиля, является истинным создателем всех царств.

…Итак, Господь уподобил Кира Своему единородному Сыну, Господу Богу нашему Иисусу Христу. Кир, разрушив империю халдеев, освободил народ Божий и отправил его на родину, повелев отстроить храм, уничтоженный огнём в Иерусалиме, и позаботившись о том, чтобы его повеление было всюду провозглашено через послания, дабы исполнились слова Иеремии, которыми он предсказывал то, что случится в будущем. Так и Посредник между Богом и человеками, разрушив по всему миру царство дьявола, призвал бывших рассеянными избранных Своих от его тирании и ныне собирает их в Церковь Свою.

Комментарии на книги Ездры и Неемии.

Лопухин А.П.

Ст. 2-4 так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас, из всего народа Его, - да будет Бог его с ним, - и пусть он идет в Иерусалим, что в Иудее, и строит дом Господа Бога Израилева, Того Бога, Который в Иерусалиме. А все оставшиеся во всех местах, где бы тот ни жил, пусть помогут ему жители места того серебром и золотом и иным имуществом, и скотом, с доброхотным даянием для дома Божия, что в Иерусалиме

Указ Кира об освобождении иудеев.

Указ об освобождении иудеев, кроме рассматриваемого места, еще встречается в Библии 2 раза: во 2 Пар XXXVI, 22-23 и 1 Езд VI, 3-5; причем в последнем месте предлагается особая версия указа. Некоторые исследователи склонны считать указ Кира ложным документом, сфабрикованным автором книги (Meyer 49; Seineke 89.84). Основанием для этого выставляется юдаистический характер указа, выражающийся в том, что Киру усвояется в указе признание Иеговы Богом неба, наименование Иерусалимского храма домом Божиим и т.п. Но эти выражения будут понятны, если мы допустим, что Кир в своем указе становится на иудейскую точку зрения. Подобным образом и в других своих указах он о вавилонских богах говорит так, как будто признает их истинными. В известной надписи на цилиндре Кир, почитатель Агуры-Мазды, называет царем и владыкой богов вавилонского Мардуха и приписывает его помощи не только завоевание Вавилона, но и подчинение области Кугу и мидян (Schrader, Keilinschr. Bibliothek, III, 2, S. 1201), Как видно из 2-6 ст., указом Кира были предоставлены всем иудеям следующие права: 1) возвращение в Палестину (1 Езд 1,3); 2) построение храма при субсидии из государственных сумм (1 Езд III, 7; VI, 3-4); 3) возвращение золотых и серебряных сосудов, взятых из Иерусалимского храма Навуходоносором (VI, 5). Кроме того, указ приглашал жителей всего государства (ст. 4 «все оставшиеся») к пожертвованию в польэу возвращающихся переселенцев. Следует думать, что в 1 гл. кн. Ездры указ приводится не полностью, а в извлечении: из него берутся только главные положения, касающиеся религиозно-национальной жизни евреев.

Как объяснить столь благосклонное отношение язычника Кира к иудеям? Писатель кн. Ездры усматривает в этом отношении Кира к иудеям проявление божественного промышления об избранном народе. Возбудил, — говорит он, — Господь дух Кира царя персидского (I, 1). Это божественное внушение, однако же, нет нужды представлять как внушение непосредственное. Средством этого внушения мог служить естественный ход исторических событий, в совокупности своей направляемых Богом. По мнению некоторых исследователей, освобождение иудеев совершено было Киром по просьбе иудеев и по мотивам политическим, - было вызвано желанием Кира обезопасить поселением в Палестине преданных ему иудеев юго-западные границы царства (Штаде), создать оплот против Египта и базу для замышлявшегося уже наступления на Египет (Розенцвейг). И. Флавий (Древн XI, 1, 12) указывает, что к мысли об освобождении иудеев из плена привело Кира показанное ему пророчество Исайи о его завоеваниях.