Толкования на Езд. 2:61

Лопухин А.П.

Ст. 61-63 И из сыновей священнических: сыновья Хабайи, сыновья Гаккоца, сыновья Верзеллия, который взял жену из дочерей Верзеллия Галаадитянина и стал называться именем их. Они искали своей записи родословной, и не нашлось ее, а потому исключены из священства. И Тиршафа сказал им, чтоб они не ели великой святыни, доколе не восстанет священник с уримом и туммимом

Сыновья Хабайи, Гаккоца и Верзеллия, не представившие родословной записи, которой они могли бы доказать свое священническое происхождение, были исключены из священства, т.е. им запрещено было есть великую святыню (ср. Лев II, 3; 10; VI, 10; 22; Чис XVIII, 9), совершать жертвы (Исх XXIX, 37, XXXVIII, 10), входить в святилище (Чис XVIII, 10). Запрещение это наложил на них Тиршафа. Тиршафа (вероятно, тожественно с персид, tarsata, прич. формой от tars бояться) [Впрочем, Де-Лагарде производит слово из бактрийск. antarekhshatru и понимает в значении — «заместитель личности царя» (Symm 1,60)], есть почетный титул — reverendus, превосходительство, усвоявшийся pecha - областеначальнику (1 Езд V, 14; Неем VIII, 9; X, 1; ср. XII,26). В рассматриваемом месте под Тиршафой разумеется Зоровавель, Из выражения «доколе не восстанет священник с уримом и туммимом» делают заключение, что в то время первосвященника не было. Но речь не о том, что не было первосвященника, а о том, что при отсутствии храма воля Божия не открывалась через урим и туммим. Об уриме и туммиме см. примеч. к Исх ХХVIII, 30; Чис ХXVII, 21; 1 Цар XXVIII, 6. «В надежде на то, что с восстановлением жертвенника и храма Господу, Его милостивое присутствие снова будет в возродившейся общине, Зоровавель ожидал выступления первосвященника с уримом и туммимом, который должен будет дать окончательное решение касательно священников, не могших указать своего происхождения от Аарона» (Keil, Comment. 423). Но, по воззрению позднейших иудеев (Бухстор), в послепленное время Бог не открывал уже свою волю через урим и туммим, хотя на основании Сир XXXVI, 3 и Древн.III, 8-9 некоторые считают это (Бертолет) вероятным.

См. также Толкование на Езд. 2:2