Толкования на Езд. 5:6

Беда Достопочтенный

Ст. 6-17 Вот содержание письма, которое послал Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай с товарищами своими Афарсахеями, которые за рекою, к царю Дарию. В донесении, которое они послали к нему, вот что написано: Дарию царю - всякий мир! Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога великого; и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа сия производится быстро и с успехом идет в руках их. Тогда мы спросили у старейшин тех и так сказали им: кто дал вам разрешение строить дом сей и стены сии доделывать? И сверх того об именах их мы спросили их, чтобы дать знать тебе и написать имена тех людей, которые главными у них. И они ответили нам такими словами: мы рабы Бога неба и земли и строим дом, который был построен за много лет прежде сего, - и великий царь у Израиля строил его и довершил его. Когда же отцы наши прогневали Бога небесного, Он предал их в руку Навуходоносора, царя Вавилонского, Халдеянина; и дом сей он разрушил, и народ переселил в Вавилон. Но в первый год Кира, царя Вавилонского, царь Кир дал разрешение построить сей дом Божий; да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в храм Вавилонский, - вынес Кир царь из храма Вавилонского; и отдали их по имени Шешбацару, которого он назначил областеначальником, и сказал ему: возьми сии сосуды, пойди и отнеси их в храм Иерусалимский, и пусть дом Божий строится на своем месте. Тогда Шешбацар тот пришел, положил основания дома Божия в Иерусалиме; и с тех пор доселе он строится, и еще не кончен. Итак, если царю благоугодно, пусть поищут в доме царских сокровищ, там в Вавилоне, точно ли царем Киром дано разрешение строить сей дом Божий в Иерусалиме, и царскую волю о сем пусть пришлют к нам

Письмо, которое Фафнай отправил Дарию, сильно отличается от того, которое Артаксерксу писали Рехум и Шимшай. То письмо наполнено было обвинениями народа иерусалимского, а это - хвалой, и не только народу, но и Всемогущему Богу. В самом деле, оно так начинается: Дарию царю - всякий мир! Да будет известно царю, что мы ходили в Иудейскую область, к дому Бога великого; и строится он из больших камней, и дерево вкладывается в стены; и работа сия производится быстро и с успехом идет в руках их. Тогда мы спросили у старейшин тех и так сказали им: кто дал вам разрешение строить дом сей и стены сии доделывать? (Езд 5:7-9), и далее. В этих словах следует решить, каков смысл сказанного, что дом Господень строится из больших камней, хотя очевидно, что столь грандиозную работу можно было произвести только из обработанных камней. Нам же следует под этими необработанными камнями понимать камни новые, которые были собраны нетёсаными и которые они, обтесав, сделали пригодными для строительства дома Господня. Ведь если даже и оставались какие-то старые камни, которые, как показывает в Плаче Иеремия, были раскиданы по всем перекресткам (Плач 4:1), то, без всякого сомнения, нужно было обрабатывать и новые камни, чтобы завершить работы в храме.

Таинство этого обстоятельства тоже, вне сомнения, ясно. Мы видим, что Церковь Божья строится не только из тех, кто через покаяние приходят в чувства и возвращаются к праведной жизни, которую прежде потеряли через грех, но также из тех, кто недавно призваны к вере, направлены наставлением учителей словно измерительным жезлом строителей и поставлены на соответствующее им место в строении дома Господня. То же, что храм строился из старых и новых камней, то есть обработанных уже давно и долгое время остававшихся необработанными, будет верно истолковать как соответствие тому [факту], что единая Церковь Христа собрана из двух народов, а именно иудеев и язычников. Иудеи, словно бы давно обработаны, ибо имели знание и соблюдали закон Божий. А язычники, оставаясь рабами идолопоклонства, которых ни усердие архитекторов духа ни коснулось, ни благочестие, сбросили с себя безобразие дикости и приземлённости разума.

Комментарии на книги Ездры и Неемии.

Лопухин А.П.

Вот содержание письма, которое послал Фафнай, заречный областеначальник, и Шефар-Бознай с товарищами своими Афарсахеями, которые за рекою, к царю Дарию

Афарсахеи, вероятно, тождественны с упоминаемыми в IV,9 Афарсафхеями.