Толкования на Езд. 6:3

Беда Достопочтенный

в первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него; вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей

Нам нет нужды комментировать это, поскольку ни для первого храма, ни для последующего не обнаружены ни указанные размеры, ни названные виды работ. Можно предположить, что Кир делал свои собственные предложения и говорил о размерах [дома] и видах работ так, как считал нужным. На самом деле, как сообщают книги Паралипоменон, в первом измерении (то есть за внутренними стенами) храм имел длину в шестьдесят локтей и ширину в двадцать, а в высоту, как поясняет история царей, он был в тридцать локтей до верхнего этажа. Оттуда следующие тридцать локтей вели до самого верхнего этажа, уровня которого достигал верх притвора, как об этом свидетельствует Иосиф. Наконец, следующие шестьдесят локтей вели до верха кровли, так что всего было сто двадцать локтей, как и поясняет Книга Паралипоменон.

Но как же говорится, что нужно положить три ряда больших камней, а также ряд из дерева, если всё внутри храма было отделано кедром? Может быть, у персов в обычае было строить храмы таким образом, что на три ряда камня в стенах искусно клали четвёртый из дерева, и Кир исходил из того, что то же самое нужно сделать в Иерусалимском храме? Или, возможно, нужно так понимать, что он говорил о дворе для священнослужителей, который был построен вокруг храма из трёх рядов обтёсанного камня и из ряда кедровых брусьев, высотой в рост человека? А может это притвор дома Господня, о котором Писание говорит в связи со строительством дворца царя Соломона: Большой двор огорожен был кругом тремя рядами тесаных камней и одним рядом кедровых бревен; также и внутренний двор храма Господа и притвор храма (3 Цар 7:12).

Комментарии на книги Ездры и Неемии.

Лопухин А.П.

Ст. 3-5 в первый год царя Кира, царь Кир дал повеление о доме Божием в Иерусалиме: пусть строится дом на том месте, где приносят жертвы, и пусть будут положены прочные основания для него; вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей; рядов из камней больших три, и ряд из дерева один; издержки же пусть выдаются из царского дома. Да и сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в Вавилон, пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский, каждый на место свое, и помещены будут в доме Божием

Приводится копия указа Кира иудеям. Если сравнить данную версию указа Кира с той, которая приводится в I гл., то нельзя не заметить между ними некоторого различия. Для объяснения этого различия можно допустить, что обе версии указа были изданы одновременно, что указ, помещенный в I гл., назначался для иудеев, живущих в разных местах Вавилонии, а указ, сообщаемый в VI гл., собственно дан был Шешбацару. В VI гл., впрочем, едва ли этот указ приводится полностью: из замечания ст. 2 «для памяти» можно заключать, что в послании Дария приводится только та часть указа, которая заключала прямой ответ на вопрос Фафная.

Вышина его в шестьдесят локтей, ширина его в шестьдесят локтей. Эти указания царского эдикта учеными Евальдом, Кейлем, Шиком понимаются в смысле точного размера построенного Зоровавелем храма. Поэтому названные ученые полагают, что храм Зоровавеля величиной превосходил храм Соломона. Но едва ли определяемые в эдикте размеры храма были обязательными и имели значение архитектурного плана, который должно было точно выполнить. Это видно из того, что длина храма в эдикте не указывается. Эдикт, по-видимому, определяет только максимальные размеры храма. «По тогдашней политике вавилонской построение святилища в таком или ином виде должно было соответствовать в общей мере народной жизни и признанным правам нации. Нация, побежденная и зависимая, не могла строить таких храмов, которые могли бы затмить славу главных храмов империи Бела, Небо, Мардука и других богов Сумира и Аккада… Царь Кир в своем указе указал maximum того внешнего величия, какое мог иметь иерусалимский храм» (А. А Олесницкий, Ветхозаветный храм. Стр. 383−386).

Толковая Библия.