Толкования на Быт. 1:12

Свт. Иоанн Златоуст

И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И виде Бог, яко добро

И изнесе, сказано, земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, ему же семя его в нем по роду на земли. Подумай здесь, возлюбленный, как земля все произвела только по слову Господа. Еще не было ни человека-делателя, ни плуга, ни рабочих волов, ни другого попечения о ней, но лишь услышала (земля) повеление - и тотчас исполнила свою обязанность. Из этого познаем, что и теперь приносит нам плоды не рачительность земледельцев, не труд и вообще не изнурительная работа по возделыванию земли, но прежде всего этого слово Божие, сказанное ей в начале. С другой стороны, исправляя и впоследствии неразумие людей, божественное Писание обстоятельно излагает нам все по порядку, как что было, дабы устранить пустые толки тех, кои по своим соображениям утверждают, будто для спелости плодов требуется только действие солнца. Есть и такие, которые осмеливаются приписывать это даже некоторым звездам. Поэтому Св. Дух научает нас, что до сотворения этих стихий земля, повинуясь слову и повелению Его, произращает всякия семена, не нуждаясь ни в каком другом содействии. Для нея вместо всего довольно было одного этого слова Божия: да произрастит земля былие травное. Итак, будем следовать руководству божественнаго Писания, и никогда не станем слушать тех, которые без разбора говорят все, что только им вздумается. Пусть возделывают люди землю, пусть пользуются содействием животных и прилагают большую заботливость, пусть в воздухе будет благорастворение и соединятся все прочия обстоятельства; если не будет соизволения Владыки, все тщетно и напрасно, и от множества трудов и усилий не последует никакого успеха, если рука Вышнего не поможет и не даст зрелости посеянному. Кто не изумится и не удивится при мысли о том, как слово Господне: да произрастит земля былие травное, сошедши в самыя ущелья земли, украсило лице ея, как бы чудною какою мантиею, разнообразными цветами? И вот, прежде безобразная и неустроенная, она вдруг получила такую красоту, что почти может состязаться с небом. Как это, спустя немного, имеет украситься разнообразными звездами, так и она красовалась теперь таким разнообразием цветов, что и самого Творца побудила к похвале: виде, сказано, Бог, яко добро. Видишь, как (Моисей), при создании каждой твари, представляет Создателя похваляющим ее, чтобы впоследствии люди, зная это, от тварей восходили к Творцу. Если твари таковы, что превышают природу человеческую и никто не может достойно восхвалить их, то что сказать о самом Творце? И виде, сказано, Бог, яко добро.

…Для того Писание и являет тебе все это исполненным еще до сотворения солнца, чтобы ты приписывал это не созреванию плодов, а Творцу всего.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 5.


Видишь, как Писание возводит мысль нашу к совершенству? Где же те, которые говорят: этот плод горек, эта трава ядовита; или: зачем хищные птицы, какая от них польза? Крик одной предвещает смерть, другая накликает бурю, а третьей одно появление приносит нам несчастье. От многих слышал я такие недовольные и бранчивые речи. Но приличны ли они христианину? Не следует унижать того, о чем Сам Бог изрек с одобрением: Хорошо весьма.

Слово на начало Святой Четыредесятницы.

Свт. Григорий Нисский

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо

В начале миротворения, как мы познаем это из Писания, сначала, как говорит слово, произвела земля зелень, траву (Быт 1:12), потом из ростка произошло семя, от которого, когда пало на землю, взошел опять тот же самый род произросшего первоначально. Но это, говорит Божественный апостол, совершается и при воскресении. Не тому только научаемся у него, что человечество переменится в нечто более благородное и прекрасное, но и тому, что уповаемое есть не что иное, как то же самое, что было в начале…

Так как первоначально не колос из семени, но семя из колоса, а после сего колос вырастает из семени, - то последовательность, видная на примере, ясно показывает, что все блаженство, какое произрастет нам в воскресение, восходит к первоначальной благодати.

Диалог о душе и воскресении.

Свт. Кирилл Александрийский

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо

См. Толкование на Быт. 1:1

Свт. Амвросий Медиоланский

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо

Да знают все, что не солнце - причина рождения. Милосердие Божие взрыхлило землю, попущением Божиим произрастила она плоды. Разве солнце служит порождению живых существ, если они возникли, действием Божиего животворения, еще до того, как солнце было сотворено им на пользу?

Шестоднев.

Свт. Филарет (Дроздов)

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо

Когда Бог произносит свое одобрение на все царство растений, человек не должен восставать против сего, находя некоторые из них вредными и ядовитыми. Если бы падение человека не растлило всей земли, то мы бы видели в них только пользу и благо. Ныне, говорит Августин о животных, но его мысль распространена быть может и на другие твари, если ты находишь их полезными — хвали Бога; если бесполезными — предоставь их Богу, их художнику; если вредными — дивись, грешник, Божией благости, поелику наказание она делает тебе случаем к подвигу.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо

Хотя в момент создания травам было одно мгновение от роду, по виду их казалось, что им уже месяцы. Так же и деревья: хотя, когда проросли, и существовали один только день, по совершенству и по плодам, обременявшим их ветви, они казались порождением многих лет. Ибо уготованы были травы в пищу животным, которые сотворены были на два дня позднее, и колосья - в пищу Адаму и Еве, которые через четыре дня были изгнаны из рая.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Августин

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо

Обычно манихеи говорят: если Бог повелел произрасти из земли траве, сеющей семя, и дереву плодовитому, кто повелел произрасти стольким колючим или ядовитым травам, негодным в пищу, и стольким деревьям, не приносящим плода? Чтобы не обнаруживалось никаких недостойных тайн и не было повода говорить подобное в будущем, им надлежит ответить так. Из-за греха людей земля проклята и рождает колючки: не для того, чтобы она сама несла наказание, - это лишено смысла, - но чтобы она всегда являла взорам людей преступление человеческого греха, и они бы получали увещевание от этого, отвратившись от грехов и обратившись к заповедям Божиим. А ядовитые травы созданы для наказания или для наставления смертных, и все это - по вине греха, ибо смертными мы стали после греха.

О Книге Бытия против манихеев.


См. также Толкование на Быт. 1:11

О Книге Бытия буквально.

Еп. Виссарион (Нечаев)

И изнесе земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое, творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И виде Бог, яко добро

См. Толкование на Быт. 1:11

Лопухин А.П.

И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что это хорошо

См. Толкование на Быт. 1:11