Толкования на Быт. 1:15

Свт. Иоанн Златоуст

и да будут в просвещение на тверди небесной, яко светити по земли: и бысть тако

См. Толкование на Быт. 1:14

Беседы на книгу Бытия. Беседа 6.


Так как огонь по природе устремлялся вверх, то Бог возлагает на его природу узду, чтобы он посылал лучи не вверх, а вниз. Огню свойственно стремиться не вниз, а вверх. Когда ты держишь факел, оберни его вниз, и ты увидишь, что, хотя ты и повернул орудие, огонь все же устремляется вверх. Так как Бог знал такую при­роду огня, то и наложил на него оковы, чтобы он светил не сообразно с своей природой, а согласно повелению. Если кто из вас наблюдал, смотря на светильник, как поглощается огонь маслом, то замечал, что он, как терпящий насилие, – поскольку масло своей силой влечет огонь вниз, а он по своей природе стремится вверх, – шипит, – огонь, если вынуж­дается идти вопреки своим свойствам, как терпящий насилие, как идущий вопреки природе, производит шум. Стихия, когда с ней происходит что-нибудь вопреки природе, поднимает вопль. Но почему, когда ты льешь на огонь масло, он не шумит, а когда польешь воду, он трещит? И то – влага, и это – влага. Но так как масло рождается из дерева и питает его маслина, а огонь всегда друг дереву, то он охотно принимает то, что происходит от сродного ему; когда же ты польешь на огонь воду, то он трещит, потому что борется с противным его при­роде. Огонь дружен с воздухом, потому что сроден ему. Подуй на светильник, и воздух превратит огонь в дым, его уже ни­где не будет видно, так как сродное убежало. Замечай мудрость Творца, замечай силу. Бог положил светила на небе, чтобы они светили над землею.

Беседа о третьем дне творения и о воскресении.

Свт. Кирилл Александрийский

и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так

См. Толкование на Быт. 1:1

Свт. Кирилл Иерусалимский

и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так

См. Толкование на Быт. 1:14

Свт. Амвросий Медиоланский

и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так

См. Толкование на Быт. 1:14

Свт. Филарет (Дроздов)

и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так

Назначаются они также светильниками, дабы не только день, но частью и ночь имела потребную меру света. Бытописатель не раскрывает здесь сильного действия светил на естественное состояние других телесных существ, но представляет оное служебными тварями для земли и земнородных частью потому, что он не имел в виду глубоких испытателей естества, но приспособляется к общему смыслу; частью для того, чтобы противопоставить свое сказание о происхождении и назначении светил мнению о их божественности, к которому древность толико была наклонна (Втор. 4:19).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так

См. Толкование на Быт. 1:14

Прп. Иоанн Дамаскин

и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так

См. Толкование на Быт. 1:14

Блж. Августин

и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так

См. Толкование на Быт. 1:14

Еп. Виссарион (Нечаев)

и да будут в знамения и во времена, и во дни, и в лета, и да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по земли. И бысть тако

См. Толкование на Быт. 1:14

Лопухин А.П.

и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так

См. Толкование на Быт. 1:14