Толкования на Быт. 2:11

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 11-12 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс

Если уж он описывал страны вселенной, то должен был бы указать богатства, находящиеся в каждой стране, – указать, где находятся смарагды, гиацинты, где топаз, где другие различные драгоценности. Он упомянул о золоте и двух камнях как о начатках священства, так как первосвященник носил золотой плат, на котором было написано имя Божие. Двенадцать камней было на груди первосвященника: сардий, топаз, смарагд, анфракс, сапфир, иас­пис, лигирий, агат, аметист, хризолит, берилл, оникс (Исх. 28:17–20). Из этих двенадцати камней зеленый (смарагд) был усвоен колену священников, анфракс – царскому. По­чему? Потому, что как огню свойственно жечь и светить, так и царю свойственно благодетельствовать и наказывать. Рувиму, первому колену, усвояется сардий, Симеону – топаз, Левию – зеленый камень, Иуде, от которого Христос, – огненный анфракс. Спустя долгое время Исаия говорит Иерусалиму: «вот, Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною. …Я положу камни твои на рубине и сделаю основание твое из сапфиров» (Ис.49:16, 54:11), – разумея, несомненно, Спасителя. «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис.28:16). Итак, анфракс усвоен царскому колену, зеленый (смарагд) – священному. От названной реки отделяются четыре источника рек. Почему же вода их не одинакова? Если они от одной реки, спрашивают любопытные, если из одного источника, то почему не одно у всех качество? Что за причина этого? Они изменяются от земли, от свойства тех мест, чрез которые проходят. Одна и та же вода, имеющая одну природу и каче­ство, если насыщается полынью, получает одно качество, если анисом, – другое, если рутой – третье; природа одна, но ее изме­няют другие вещества. Так точно и реки. Так как они про­ходят по новым местам, одна чрез землю, имеющую одно свойство, другая чрез иную почву, то и получают новые свой­ства от местностей.

Беседа о пятом дне творения.

Свт. Амвросий Медиоланский

Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото

См. Толкование на Быт. 2:10

Свт. Филарет (Дроздов)

Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото

В изыскании других двух рек, описанных Моисеем, с принадлежащими к ним обстоятельствами, между распутиями догадок, не с особенным убеждением, а только с особенным любопытством, на время остановиться можно на той новейшей, по которой Фишон есть Фасис, либо Араке; Хавила — отечество народа, от которого Каспийское море называлось Хвалынским

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Иоанн Дамаскин

Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото

См. Толкование на Быт. 2:10

Блж. Иероним Стридонский

Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото

Считают, что это индийская река Ганг.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

Ст. 11-14 Имя единей Фисон: сия окружающая всю землю Евилатскую: тамо убо есть злато. Злато же оныя земли доброе: и тамо есть анфракс, и камень зеленый. И имя реце второй Геон: сия окружающая всю землю Ефиопскую. И река третия Тигр: сия проходящая прямо Ассириом. Река же четвертая Евфрат

Из рек, которые называет бытописатель для указания местоположения рая и страны Едемской, доселе известны под тем же названием только две – Тигр, бывший на границе Ассирии, и Евфрат, из-за которого перешли в Палестину предки Евреев. Обе реки в настоящее время имеют исток в недальнем расстоянии друг от друга в Арменском плоскогории. Весьма вероятно поэтому, что рай находился около верховьев Тигра и Евфрата в нынешней великой Армении. Другие две реки, упомянутые Моисеем, теперь неизвестны под тем же именем, но можно догады­ваться, что «Фисон» есть известный древним «Фазис» или ныне Рион, впадающий в Черное море. Земля Евилатская (точнее «Хавила»), которую обтекает Фисон, это древняя Колхида, еще у древних славная обилием золотых приисков [отсюда предание о походе Аргонавтов в Колхиду за золотым руном]. Она лежит на восточном берегу Черного моря в Закавказском крае (ныне Мингрелия, Гурия и Имеретия). Кроме «злата добраго» земля Евилатская обиловала драго­ценными камнями, из которых бытописатель называет «анфракс» [карбункул] и «камень зеленый» [берилл]. Река «Геон» – это вероятно нынешний Аракс, который берет начало близ Арарата в Армении, течет на восток и впадает в Куру и потом вместе с нею в Каспийское море (в Закав­казском крае). Эта река окружает землю Ефиопскую, точ­нее с Еврейского – «Куш». Ефиопиею назывались собствен­но страны, населенные потомками Хуса, старшего сына Хамова, прилегающие к африканскому и отчасти к азиат­скому берегам Черного Моря и также простирающиеся на восток от Евфрата. Около Геона могла быть колония Ефиопии – Моисей говорит, что все четыре реки, у верховья которых находился рай, произошли из одной реки. Ныне видим не то. Тигр и Евфрат, Рион и Аракс вытекают из разных отдельных источников, разделенных горами, хотя не очень в дальнем расстоянии. С исчезновением земного рая время значительно изменило местность, где он был. Разные перевороты на земном шаре (землетрясения, навод­нения) разделили сии реки в самих источниках.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото

См. Толкование на Быт. 2:10