Толкования на Быт. 3:13

Свт. Иоанн Златоуст

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела

После того, как всеблагий Господь довольно побеседовал с Адамом и тот сделал признание во грехе, сложив, как он думал, вину на жену, – смотри, какое опять употребляет (Господь) снисхождение, как удостаивает и жену ответа пред Собою. «Рече, – сказано, – Бог жене: что сие сотворила еси?». Ты слышала, говорит, что муж слагает вину на тебя и все приписывает тебе, которая дана ему в помощь и для того создана, чтобы доставлять ему утешение, какое только можешь, как подобная ему и имеющая общую с ним природу. Зачем же ты это сделала, жена? Для чего стала и для себя и для мужа виновницею такого стыда? Какая вышла тебе польза от такого невоздержания? Какая тебе прибыль от обольщения, которому ты поддалась добровольно и в котором сделала участником и мужа? Что же жена? «Змий прельсти мя, – отвечала она, – и ядох». Смотри, и она объята великим страхом и оправдывается в совершенном грехе. Как муж думал сложить вину на свою жену, говоря: жена принесла и дала мне, и я ел, – так и она, не находя никакого убежища, признается в сделанном и говорит: «змий прельсти мя, и ядох». Это злое, говорит, животное причинило нам такую погибель; его пагубный совет поверг нас в такой стыд, оно обольстило меня, и я ела. Не пройдем, возлюбленные, этих слов без внимания, но рассмотрим тщательно, чтобы получить нам отсюда великую пользу. Суд здесь страшный и полный ужаса, и надобно выслушать внимательно все, что ни говорится, собрать из этого великое сокровище для ума. Смотри, и муж говорит: «жена, юже дал еси со мною, та ми даде, и ядох». Нет никакого принуждения, никакого насилия, видно произволение и решимость: только «даде», не принудила, не заставила насильно. И жена опять в свое оправдание не сказала: змий принудил меня, «и ядох», – но что? «Змий прельсти мя»; а уступить или не уступить обольщению было в ее власти. «Змий, – говорит, – прельсти мя». И точно, враг нашего спасения, действовавший и давший совет посредством этого лукавого животного, обольстил (жену), т. е. не принудил и не заставил насильно, но привел в дело обман свой чрез гибельный совет, так как нашел, что жена легко может принять обман, не заслуживающий никакого извинения. Змий «прельсти мя, и ядох». Смотри же, как всеблагий Господь довольствуется их словами и ничего более не принуждает их говорить. Ведь и об этом Он спрашивал не потому, чтобы не знал: Он знал, и совершенно знал, но для того, чтобы показать Свое человеколюбие, Он снисходит к их немощи и призывает их к исповеданию греха. Поэтому Он больше ни о чем и не спрашивает. Надлежало знать и вид обмана; но чтобы нам показать, что вопрос (жене и мужу) сделан не по незнанию, Бог удовлетворяется тем, что сказано ими. Сказав: «змий прельсти мя, и ядох», жена этим указала на то гибельное внушение, которое она приняла от диавола чрез змия, т. е. что после вкушения «будете яко бози». Видели вы, с какою тщательностью был вопрошаем Адам? С каким снисхождением введена в судилище и жена? Как оба они оправдывались? Посмотрите теперь и на преизбыток несказанного человеколюбия Судии.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 17.


И посмотри: подобно тому как судья, если примет оправдание, представляемое подсудимым, более уже не допрашивает его, а переходит к другому, почему тот ободряется и говорит тогда: «допрос мой кончен», так и Бог оставляет Адама, чтобы освободить его от страха, и обращается к жене: «что ты это сделала?» Жена отвечает: «змей обольстил меня, и я ела». Так как она сказала совершенную правду, то Бог не порицает правдивого ее извинения и оставляет ее без дальнейшего допроса. Он не сказал ей: и тот змей именно заслужил веры больше, чем Я? Он обещал бого­равенство, а причинил смерть. Однако Бог не судит ее тот­час же; нет, Он щадит ее, как слабый сосуд, и перехо­дит к змею, дабы показать Адаму и Еве, что переходит к виновнику (преступления).

Беседа о шестом дне творения.

Свт. Филарет (Дроздов)

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела

Обличение продолжается, и совершается также вопрошением: что ты это сделала?

…Третье [вопрошение] приводит жену к самому исповеданию греха: ела.

…Жена в свою очередь слагает часть вины своей на змия: змей обольстил меня.

…Только змий не вопрошается; и сие потому, что Бог не провидит в нем покаяния.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 13-15 И рече Господь Бог жене: что сие сотворила еси? И рече жена: змий прельсти мя, и ядох. И рече Господь Бог змию: яко сотворил еси сие, проклят ты от всех скотов и от всех зверей земных: на персех твоих и чреве ходити будеши, и землю снеси вся дни живота твоего: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем тоя: той твою блюсти будет главу, и ты блюсти будеши его пяту

Когда же Адам не захотел исповедать своей вины, тогда Бог обращается с вопросом к Еве и говорит: что сие сотворила еси? И Ева, вместо того, чтобы умолять со слезами и принять на себя вину, как бы не желая исходатайствовать прощения себе и мужу, не говорит, какое обещание дал ей змий и чем убедил ее, а говорит же просто: змий прельсти мя, и ядох. Когда оба были спрошены, и открылось, что не имеют они ни покаяния, ни истинного оправдания, тогда обращается Бог к змию, но не с вопросом, а с определением наказания. Ибо где было место покаянию, там поставлен вопрос, а кто чужд покаянию, тому изречен прямо приговор суда. А что змий не мог принести покаяния, то уразумеваем из слов Бога: яко сотворил еси сие, проклят ты от всех скотов, - причем тут змий не говорит, что не сделал этого (искушения), ибо боится солгать, но не говорит также, что сделал, потому что ему чуждо покаяние.

Проклят ты от всех скотов, - потому что ввел в обман поставленных владыками над всеми скотами. И поскольку ты хитрее всех зверей, то будешь проклят и от всех зверей земных… и на чреве твоем ходити будеши, - ибо жену подверг ты болезням рождения. Землю снеси вся дни живота твоего, потому что Адама и Еву лишил плодов древа жизни. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем тоя, потому что жену и рождаемых ею ввел ты в обман и поработил смерти своей коварной любовью. Объясняя вражду, которая полагается между змием и женой, между семенем змия и Семенем жены, Бог говорит: Той твою сотрет главу, - ту главу, которую желал ты освободить от рабства Семени ее, а ты будешь поражать его (змия) не в слух, но в пяту.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Авва Дорофей

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела

О, братья мои, что творит чрезмерная гордость? И чем же сильно смиренномудрие? Какая была необходимость в таком завершении [событий]? Ведь если бы [Адам] изначально смирился и послушался Бога и сохранил бы заповедь, то не был бы изгнан [из рая]. Ведь из-за преступного поступка он получил возможность покаяться и сожалеть [о содеянном], но выя его осталась гордой. Сказал же [Бог]: «Адам, где же ты?», и в ответ [услышал]: «От воздаяния славы [Тебе] пришел к творению греха». И потом спросил его [Господь]: «Чем же ты согрешил? Какой преступил запрет?» Он как бы увещевает его ответить следующим образом: «Согласен [что согрешил]». - И где же это согласие? Ни смирения, ни покаяния, наоборот, [Адам] возражает: «Жена дала мне его [плод с дерева]». Он не говорит: «Жена моя соблазнила меня», но: «Жена дала мне его», словно это сказал кто-то другой: «[Плод] очутился у меня случайно». Случилось, братья, так, будто бы человек оказался не в силах бранить самого себя и скорее поспешил оправдаться перед Богом. Затем [Бог] начал об этом [спрашивать]: «А почему ты-то не сохранил заповедь?» Сказал это, будто подразумевал следующее: «Скажи же, что согласен, поскольку смирилась душа твоя и ты просишь прощения». Но снова [Адам] не соглашается и говорит: «Змей соблазнил меня», как если бы кто и согрешил, но у него было [уважительное] обстоятельство». Что вы делаете, несчастные [Адам и Ева]? Отбросили всякое покаяние, совершаете ошибку, стыдитесь своей наготы. Никто из них не удостоил порицания самого себя, ни один не обладал даже малым смирением.

Итак, обратите внимание на то, где постановление [закона] нас предупреждает: вот откуда и какое зло вынудило нас осуждать друг друга и следовать [в этом] друг другу, проявлять собственную волю; вот каковы плоды ненавистной Богу гордости.

Поучения.

Еп. Виссарион (Нечаев)

И рече Господь Бог жене: что сие сотворила еси? И рече жена: змий прельсти мя, и ядох

Жена в ответе на вопрос Судии подражает мужу: вину свою она слагает на змия, не рассуждая, что змий потому обольстил ее, что встретил в ней не сопротивление, а со­чувствие к его льстивым внушениям. – Допрос кончен. Следует приговор сперва змию, потом людям. Змию сделан приговор без предварительного допроса, потому что целию допроса могло быть только приведение виновного к рас­каянию, которое немыслимо в змие-искусителе, т. е. диа­воле.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела

«змей обольстил меня…» В ответе жены, хотя и не отрицается сам факт нарушения заповеди, но точно также слагается ответственность за него и переносится на другого. Это самооправдание падших прародителей - очень характерная черта всех упорных грешников, свидетельствующая об их нравственном огрубении. Сам факт прельщения жены змием удостоверяется в Священном Писании очень легко (2 Кор. 11:3; 1 Тим. 2:14).