Толкования на Быт. 4:5

Свт. Андрей Критский

Яко Каин и мы, душе окаянная, всех Содетелю деяния скверная, и жертву порочную, и непотребное житие принесохом вкупе: темже и осудихомся.

Великий канон, читаемый во вторник первой седмицы Великого поста. Песнь 1.

Свт. Иоанн Златоуст

а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

См. Толкование на Быт. 4:3

Свт. Григорий Нисский

а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

См. Толкование на Быт. 4:3

Свт. Кирилл Александрийский

а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

См. Толкование на Быт. 4:1

Свт. Филарет (Дроздов)

а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

В рассуждении различного успеха жертвоприношений Каина и Авеля можно сделать два вопроса: каким образом Бог изъявил последнему свое внимание, а первому неблаговоление и по какой причине?

…Моисей не говорит ясно, почему две жертвы неодинаково были приняты, а только, упоминая о неодинаковом их успехе, обращает внимание сперва на приносивших, а потом уже на приношения и тем дает разуметь, что Бог по расположениям сердец судит внешние действия благочестия. Согласно с сим Апостол полагает преимущество жертвы Авелевой в вере, которою он получил свидетельство в том, что он праведник (Евр. 11:4). Посему несовершенство жертвы Каиновой состояло в том, что дух его не был жертвою Богу; что он не веровал в жертву Искупителя и что мнил обрести правду не в вере и усвоении правды Господней, но в себе и делах своих.

Каин сильно огорчился и потупил взоры. Слова сии выражают такое негодование в Каине, которое совершенно его расстраивало. Дабы получить точное понятие о сем недуге, должно предварить св. повествователя и соединить начало с последствием — негодование за отвергнутую жертву с братоубийством. Из сего соображения открывается, что вину своего несчастия Каин полагал не в себе, ниже в Боге, но в своем брате, ибо в первых двух случаях действие отчаяния долженствовало бы открыться на самом Каине. Какое же было то несчастие Каина, которое рождалось из благоволения Божия об Авеле и могло, по мнению первого, прекратиться чрез смерть последнего? Чтобы разрешить сие, должно предположить, что Каину известно было преимущество первородства и преимущество племени обетования, которое между племенами человеческими долженствовало быть предметом особенных благодеяний Божиих. Два сии преимущества он надеялся удержать за собою одним: благоволение Божие к Авелю поколебало сию надежду; смерть бездетного Авеля, казалось, могла восставить ее, соединив все обетования, предопределенные роду человеческому в одном лице. Из сего видно, что душевный недуг Каина состоял в гордости и зависти.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Макарий Великий

Всякое хорошее дело, какое бы ни сделал человек, лукавому желательно очернить и осквернить примесью своих семян, как то: тщеславия, самомнения, а иногда ропота, или чего-либо тому подобного, чтобы делаемое добро сделано было или не ради одного Бога, или не с усердием. Ибо написано, что Авель принес жертву Богу «от туков и от первородных овец», а подобно и Каин принес дары, хотя от «плодов земли», но не от первых; и потому, на жертвы Авелевы «призре» Бог, а на дары Каиновы «не внят». Из сего можем научиться, что иное и хорошее можно сделать не хорошо, как то: или нерадиво, или небрежно, или для чего-нибудь иного, а не для Бога; и от сего-то происходит, что и хорошее дело бывает неприятно Богу.

Слово 2. О совершенстве духовном.

Прп. Ефрем Сирин

на Каина же и на жертвы его не внят. И опечалися Каин зело, и испаде лице его

Опечалился Каин не о том, что отринута жертва его, - ведь избранной жертвой он мог умилостивить Прогневанного жертвой небрежной. И испаде лице его, - но опять-таки не потому, что отринут, ибо он мог принести молитву Богу. Но была или не была бы угодна его избранная жертва, если бы и принес ее, - он показал уже, чего хотел. Был или не был бы умилостивлен Бог его молитвами, - Каин уже показал, чего домогался. Если вместо небрежной и отринутой Богом жертвы не принес он жертву избранную, если не загладил молитвами пренебрежения, с каким принес жертву Богу, то явно, что опечалило его принятие жертвы брата. Опечалил сошедший с небеси огонь, которым одна жертва была отличена от другой. Испаде лице его, потому что отринутая жертва его внушала ему опасение быть осмеянным от родителей и сестер своих, которые видели, что жертвы его коснулся огонь, но она осталась непринесенной.

Толкование на Книгу Бытия.

Блаж. Августин

а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

См. Толкование на Быт. 4:3

Блж. Иероним Стридонский

а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

См. Толкование на Быт. 4:4

Еп. Виссарион (Нечаев)

и Авель принесе и той от первородных овец своих и от туков их. И призре Бог на Авеля и на дары его

См. Толкование на Быт. 4:3

И опечалися Каин зело, и испаде лице его

Неблаговоление Божие к жертве Каина, естественно, огорчило его. Но это огорчение не было огорчением покая­ния, печалию по Бозе, не соединялось со смиренным созна­нием своей вины, – оно было огорчением досады и на брата, младшего пред ним по возрасту и, однако, предпо­чтенного пред ним от Бога, и на самого Бога, как будто Бог сделал ему обиду, явив знамение своего благоволения не ему, а брату его. Огорчение свое Каин глубоко затаил в душе, – оно не высказывалось ни в словах, ни в делах, а только в суровом виде лица. «Лице его испаде», то есть он смотрел потупленными взорами [исподлобья].

Толкование на паремии из книги Бытия.

Ориген

а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

См. Толкование на Быт. 4:3

Лопухин А.П.

а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его

См. Толкование на Быт. 4:4