Толкования на Быт. 4:11

Свт. Иоанн Златоуст

и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей

И вот за то, что ты сделал это и привел в исполнение свой злой замысл и от сильной зависти решился на убийство, «проклят ты на земли». Примечаешь ли, возлюбленный, разность в проклятии? Не пропусти этого без внимания, но по тяжести проклятия суди о тяжести преступления. Насколько этот грех (Каина) больше преступления первозданного (Адама), это желающему можно видеть из различия в проклятии. Там (Господь) сказал: «проклята земля в делех твоих» (Быт.3:17), и излил проклятие на землю, оказывая попечение именно о человеке; а здесь, так как дело гибельное, дерзость вопиющая, преступление непростительное, то сам (совершитель его) подвергается проклятию: «проклят ты, – говорит, – на земли». Он поступил почти так же, как змей, послуживший орудием диавольского замысла; как тот посредством обмана ввел смерть, так и этот, обольстивши брата и выведши в поле, вооружил против него свою руку и совершил убийство. Поэтому, как змею сказал Господь: «проклят ты от всех зверей земных» (Быт.3:14), так и этому, потому что он поступил подобно тому. Как диавол, движимый завистию и злобою и не перенося неизреченных благодеяний, дарованных человеку с самого начала, вследствие этой зависти решился на обман, который ввел смерть, так и этот, увидев, что Господь благоволит к его брату, от зависти подвигся на убийство. Поэтому Бог и говорит ему: «проклят ты от земли». Проклят, то есть, будешь от той самой земли, «яже разверзе уста своя прияти кровь брата твоего от руки твоея». Проклят будешь тою самою землею, которая обагрилась кровию, пролитою так злодейски и такою нечестивою рукою.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 19.


Сказанное Богом кажется тяжким и горьким, кажется знаком глубокого сокрушения. Но кто хотел поразмыслить над этим способом наказания, тот понимал, что оно способно отвратить нас от греха. Ведь если бы Бог уничтожил [Каина] немедленно, тот исчез бы, и грех его покрылся бы, и остался бы неизвестным для тех, кто жил позже. А так Каин, осужденный многие годы жить в этом страхе, стал учителем для остальных, видом своей дрожащей плоти убеждая всех никогда не отваживаться на подобную дерзость, чтобы не претерпевать подобного страдания. И сам Каин вновь сделался лучше. Ибо страх, и боязнь, и тревога жили вместе с ним, и телесная слабость держала его, как в оковах, не позволяя вновь впасть в подобную дерзость и постоянно напоминая о прежней. И все это сделало его душу благоразумнее.

Против иудеев.

Свт. Кирилл Александрийский

и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей

См. Толкование на Быт. 4:1

Свт. Кирилл Иерусалимский

Ст. 11-15 Проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его

Хочешь ли видеть человеколюбие Божие, ты, который недавно только начал слушать огласительное учение? Хочешь ли видеть человеколюбие и великое долготерпение Божие? Выслушай случившееся [с Каином]… Перворожденный человек Каин сделался братоубийцей, изобретателем злодейства, зачинателем убийств и первым завистником. Но после того как убил брата своего, на что осуждается он? Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле (Быт. 4:12). Грех великий, наказание легкое.

Огласительные слова для просвещаемых.

Свт. Амвросий Медиоланский

Ст. 11-15 Проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его

Не напрасно было сделано знамение на Каине, чтобы никто не убил его: это означало, что зло не искуплено и не устранено с лица земли. Каин боялся, что его убьют, ибо ему некуда было бежать. Ведь когда совершают зло, оно возрастает и накапливается, не зная ни меры, ни предела, и орудует посредством хитрости и обмана, и обличается делами своими и пролитием крови, как обличен был Каин.

О бегстве от мира.


Подобно рабу, Каин говорит: я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле, и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И хотя Каин был клеймен, словно раб, это не помогло ему избежать казни. Так грешник рабствует страху, рабствует вожделению, алчности, похоти, злобе и гневу и думает, что свободен, - но рабствует больше, чем если бы рабствовал тирану.

Послания.

Свт. Филарет (Дроздов)

и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей

Осуждение Каина хотя в одинаковом роде, но тягчее осуждения Адамова, потому что не могло быть облегчено по недостатку покаяния. Проклятие Адама упадает от него на землю: проклята земля тебя ради (Быт. 3:17); проклятие Каина обращается от земли на его лице: проклят ты от земли. Земля, приявшая кровь Авеля, делается орудием проклятия для Каина или в ознаменование того, что небо не совершенно еще заграждается для него, по крайней мере для его потомства, сим проклятием, или потому, что Бог не Сам утешается мщением за злодеяние, но только позволяет твари восстать против Него за всеобщее благо.

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

И ныне проклят ты на земли, яже разверзе уста своя прияти кровь брата твоего от руки твоея

В чем состоит то проклятие или осуждение Каина, свидетельницею и орудием которого будет земля, оскверненная злодейством его, как некогда земля Ханаанская осквернена будет нечестием хананеев (Лев. 18:28), – это видно из следующих стихов.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей

«и ныне проклят ты от земли…» Здесь мы имеем первый пример божественного проклятия направленного непосредственно на человека. При осуждении, напр., Адама проклинались только диавол и земля (Быт. 3:17), последняя ради человека (Быт. 3:17); теперь же сама земля, обагренная кровью невинного страдальца, превращается в орудие наказания для убийцы, лишая его своих естественных даров (Лев. 18:28; Иов. 31:38-40; Втор. 28:38-42).