Толкования на Быт. 6:14

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 14-16 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье

Итак, чтобы он не смущался умом, но мог в этой великой скорби иметь хотя какое-нибудь небольшое утешение, Бог, показав ему безмерность нечестия его современников и то, что наступило наконец время подвергнуть их глубокому сечению, говорит ему: всех этих людей постигнет гибель, «ты же сотвори себе ковчег». Что значит – «ты же?» Так как ты не был сообщником их нечестия, но всю жизнь провел в добродетели, то Я повелеваю тебе устроить ковчег «от древ четвероугольных, негниющих: гнезда сотворити в ковчеге, и посмолиши его вне уду и внутрь уду смолою… Трех сот лактей да будет долгота, и пятидесяти широта, и тридесята высота. Собирая сводом сотвориши ковчег, и в лакоть свершиши его свыше; дверь же ковчега сотвориши от страны: обиталища двокровна и трекровна сотвориши в нем». Примечай Божие снисхождение, и силу неизреченную, и любовь, превышающую всякое слово. В одно и то же время Он и являет Свое попечение о праведнике, повелевая ему устроить ковчег и начертывая и образ постройки, и широту, и высоту ковчега, – и дарует ему величайшее утешение, самым построением ковчега возбуждая в нем надежду спасения, да и тех столь великих грешников хочет этим же построением привести к мысли о делах их, чтобы, покаявшись, они не испытали (угрожающего им) гнева. Не мало, в самом деле, времени для покаяния дано было им постройкою ковчега, но даже очень много и достаточно для того, чтобы они, если бы не были крайне бесчувственны, могли придти в сокрушение и исправиться от грехов. Каждый из них, видя, что праведник строит ковчег, должен бы был спросить о причине постройки, и, узнав о гневе Божием, придти в сознание своих грехов, если бы только захотел. Но они не воспользовались и этим, не потому, чтобы не могли, но потому, что не захотели.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 24.

Свт. Кирилл Александрийский

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи

См. Толкование на Быт. 6:5

Свт. Филарет (Дроздов)

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи

Сделай ты себе ковчег: תבה, по произведению от слова תוב может означать жилище, но семьдесят толковников, Акила и Симмах переводят κιβωτόs, что согласно с употреблением слова תבה и в истории Моисея (Исх. 2:3).

Следуют подробности, относящиеся до ковчега:

вещество: из дерева гофер. По переводу семидесяти толковников: из дерев четвероугольных. Сие последнее имя Воссий (е transl. LXX hit, с. XII) остроумно прилагает к деревам, коих ветви, расположенные крестообразно, образуют между собою четыре утла. Еврейское גמר по–видимому, есть одно и то же слово с греческим κυπάρισσο кипарис, кроме того, что в греческом звуки смягчены и к коренным буквам придано окончание. Сему же роду дерева преимущественно приличествует название негниющего, употребленное сочинителем примечаний на греческий текст (Cod. Vatic. О негниении кипариса см. Theofrast. Hist. Plant. Plin. Hist, также: Perpetua nunquam moritura cupresso. Martial).

Разделение по длине и широте: гнезда сделай в ковчеге, то есть различные отделения для животных, которые не могут быть вместе.

Предохранение от гнилости и воды: осмоли его.

…Поелику невидимый Промысл все происшествия мира ведет правильными и измеренными путями и поелику сия правильность слабым наблюдением человеческим удобнее постигается в происшествиях великих и всеобщих, то самый разум заставляет взирать на потоп, как на происшествие весьма знаменательное в миробытии. Откровение дает сему воззрению истинное направление и открывает великие указания во внешнем на внутреннее, в прошедшем — на будущее.

По изречению апостола Петра крещение есть αντιτυπον, соответственный образ ковчега Ноева (1 Пет. 3:20-21). Следовательно, ковчег был Τύπος (1 Кор. 10:11), образ предварительный, или преобразование купели крещения, и великое обновление человеческого рода — образ возрождения каждого человека.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Сотвори убо себе ковчег от древ (негниющих) четвероуголных: гнезда сотвориши в ковчезе, и посмолиши его внутрьуду и внеуду смолою

См. Толкование на Быт. 6:13

Блаж. Августин

Ст. 14-16 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье

…Ковчег, в котором Ной со всеми своими, то есть с женой, сыновьями и невестками, а также и с животными, которые вошли к нему в ковчег по заповеди Божией, мог бы спастись от потопа, без всякого сомнения, служит образом странствующего в веке сем града Божиего, то есть Церкви, получившей спасение посредством дерева, на котором был распят посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус (1 Тим. 2:5). Ибо и размеры ковчега, его длина, высота и ширина, являются образом человеческого тела. Облеченный в истинную природу этого тела, должен был прийти к людям Обетованный, и пришел.

Длина человеческого тела от темени до подошв в шесть раз больше высоты, которая измеряется от спины до живота. Или, если измерять человека в лежачем положении, обращенного лицом вверх или вниз, то длина его от головы до ног в шесть раз больше, чем ширина его груди справа налево или слева направо, и в десять раз больше, чем высота от земли. Соответственно этому и ковчег был сделан в триста локтей длины, пятьдесят ширины и тридцать высоты. Дверь же, которую он имел сбоку, есть, конечно, не что иное, как та рана, которая возникла от пронзения копьем ребер Распятого на кресте (Ин. 19:34): этою дверью входят приходящие к Нему, так как из нее истекают таинства, которыми освящаются верующие. А то, что ковчег велено было построить из деревьев четвероугольных, показывает непоколебимую во всем жизнь святых: какой бы стороной ни повернуть квадрат, он будет стоять. Так же точно и все остальное, что говорится об устройстве этого ковчега, обозначает собою относящееся к Церкви.

О граде Божием.

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 14-16 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье

Мы читаем в Книге Бытия, что ковчег, сделанный Ноем, имел триста локтей в длину, пятьдесят локтей в ширину и тридцать - в высоту. Уразумейте таинство этих чисел. Число «пятьдесят» означает покаяние, ибо в Пятидесятом Псалме кается царь Давид. В числе «триста» явлена тайна креста. Буква Т есть знак трехсот; поэтому сказано у Иезекииля: На челах людей… воздыхающих… сделай знак [Т]… и не троньте ни одного человека, на котором знак (Иез. 9:5-6). Ибо никто из тех, кто носит знак креста на челе своем, не может быть уловлен дьяволом. Этот знак нельзя истребить ничем, кроме греха.

Мы сказали, говоря о ковчеге, о числах «пятьдесят» и «триста»; скажем и о числе «тридцать». Ибо сам ковчег имел в высоту тридцать локтей и усовершался в одном. Уразумейте сказанное. Сначала мы совершаем покаяние в «пятидесяти»; затем, через покаяние, приходим к тайне креста - к тайне креста мы приходим через совершенное Слово, Которое есть Христос. Когда Иисус принял крещение, то, согласно Евангелию от Луки, был лет тридцати (Лк. 3:23). И эти самые тридцать локтей усовершаются в одном. И пятьдесят, и триста, и тридцать локтей усовершаются в одном, то есть в единой вере в Бога.

Трактат на Евангелие от Марка.


Вместо «тёсаных» в еврейском тексте читаем «смолистых».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

11 Паремия, положенная на вечерне в понедельник третьей седмицы Великого поста (Быт 6:9–22). В сей паремии идет речь об избрании и приготовлении Ноя для сохранения во время предстоящего потопа чело­веческого рода и других тварей.

Сотвори убо себе ковчег от древ [негниющих] четвероуголных: гнезда сотвориши в ковчезе, и посмолиши его внутрьуду и внеуду смолою

Один Ной с семейством и с немногими представителя­ми родов животного царства назначается для сохранения от всеобщего погубления, которое предположено произвесть чрез потоп. Для спасаемых от потопа Господь пове­левает Ною устроить судно не в виде корабля с кормилом, мачтами и парусами, но в виде ковчега, ибо это судно назначается не для плавания собственно в одну какую-либо сторону, а для сохранения тварей, к чему форма ковчега была более удобна. Ковчег должен быть устроен из дерев «негниющих» или смолистых [по еврейскому тексту], т. е. кипарисов или кедров, – из четвероугольных, т. е. выте­санных в виде «четвероугольных» брусьев. Внутри ковчега должны быть приготовлены «гнезда», т. е. разные отдельные помещения для разнородных обитателей его и для пищи им. Изнутри и снаружи он должен быть покрыт смолою для предохранения от гнилости и воды и, может быть, для смягчения неприятного запаха, неизбежного при накопле­нии тяжелых испарений от дыхания животных и от нечис­тот.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи

Построение им ковчега

«Сделай себе ковчег из дерева гофер…» В еврейском тексте этот «ковчег» обозначен термином теба, который еще раз прилагается в Библии к той корзине, в которой спасен был Моисей (Исх. 2:5); откуда ложно думать, что и ковчег Ноя колоссальных размеров, представляет собою тип подобного примитивного сооружения. Самое дерево «гофер», из которого был построен ковчег, принадлежит к породе легких, смолистых деревьев, наподобие кедра или кипариса (Исх. 27:1; Исх. 30:1). В построении деревянного ковчега, где первобытный мир в лице своих представителей избежал гибели от водной стихии, отцы Церкви усматривают символическое предуказание на древо крестное и воду крещения, путем которых новозаветное человечество находит свое спасение.

«отделения сделай в ковчеге…» Буквально с еврейского - «гнезда» (kinnim) или клетки, очевидно, для птиц и зверей, которых, согласно божественному повелению, Ной должен был поместить в ковчеге.