Толкования на Быт. 7:10

Свт. Филарет (Дроздов)

Чрез семь дней воды потопа пришли на землю

См. Толкование на Быт. 7:5

Блж. Августин

Ст. 10-12 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей

Теперь посмотрим, каким образом можно с очевидностью доказать, что годы, насчитанные в продолжительной жизни тех людей, были вовсе не настолько коротки, чтобы десять их составляли один наш, а были столь же продолжительными, как и наши, образуемые круговым обращением солнца. На шестисотом году жизни Ноя, по словам Писания, произошел потоп. Если те годы были такими короткими, что десять их составляют один наш, то есть каждый из них состоял из тридцати шести дней, то почему тогда написано: Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в двадцать седьмой день месяца (Быт. 7:10-11)? Ведь такой малый год (если он по древнему обычаю носил имя года) или вовсе не имел месяцев, или же, чтобы он мог иметь двенадцать месяцев, каждый месяц его должен был состоять из трех дней. Почему же тогда было сказано: во второй месяц, в двадцать седьмой день месяца, если не потому, что месяцы тогда были такими же, как и теперь? Ведь иначе каким бы образом говорило Писание, что потоп начался в двадцать седьмой день второго месяца?

О граде Божием.

Сальвиан Марсельский

Ст. 10-12 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей

Что же потом? Писание говорит: разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт. 7:11-12). И далее: лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле (Быт. 7:21). И наконец: Остался только Ной и что было с ним в ковчеге (Быт. 7:23). Итак, хочу спросить тех, кто полагает, будто Бог не интересуется человеческими делами: не думают ли они, что в то время Бог заботился о земных делах и судил их?

О правлении Бога.

Лопухин А.П.

Ст. 10-11 Чрез семь дней воды потопа пришли на землю. В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились

Начало, возрастание и продолжение потопа

«во второй месяц, в семнадцатый день месяца…» У евреев было два года: один - священный, начинавшийся с месяца нисана (март-апрель), другой - гражданский, начинавшийся с месяца тишри (сентябрь-октябрь). Более определенные указания на существование первого начинаются лишь с эпохи Моисеева законодательства (Исх. 12:2; Исх. 13:4; Исх. 23:15; Втор. 16:1), почему ученые обычно и думают, что в раннейшую эпоху существовало лишь одно, гражданское время исчисления, начинавшееся со времени осеннего равноденствия (Иос. Флав., раввин Кимхи, Розенмюллер, Кейль и др.). Основываясь на этом, можно полагать, что потоп начался семнадцатого мархешвана, что, по нашему исчислению, падает на самые первые числа ноября месяца.

«источники великой бездны…» Этим именем, очевидно, обозначена вода, заключенная внутри земной коры, которая, вероятно, особым действием вулканических сил в громадном количестве вышла на поверхность.

«окна небесные отворились…» Это - наглядный и сильный образ ниспадения обильных дождевых потоков, находящийся в полном соответствии с библейским воззрением на самую небесную твердь, которую семиты представляли себе в форме сплошного шатра или крова, распростертого над землей (Быт. 1:7).

Толковая Библия.