Толкования на Быт. 7:11

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 11-12 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей

Смотри, какое снисхождение употребляет святое Писание и здесь, как обо всем оно говорит по-человечески. Не то, чтобы были хляби на небе, но Писание выражается обычными у нас словами, как бы так говоря: Господь только повелел – и вода тотчас повиновалась велению Создателя, и, стекаясь со всех сторон, потопила весь мир. А что Бог навел потоп в сорок дней и ночей, и это опять служит величайшим свидетельством Его человеколюбия. По великой Своей благости, Он хотел, чтобы хотя некоторые из них вразумились и избегли всеконечной погибели, видя пред глазами у себя и смерть своих ближних и угрожающее им самим бедствие. Можно, в самом деле, думать, что в первый день потонула уже значительная часть людей, во второй еще более; точно также и в третий и в остальные дни. Вот почему Бог и назначил продолжаться потопу сорок дней и сорок ночей, чтобы отнять у них всякий повод к оправданию. Если бы Он восхотел и повелел, то мог бы потопить все в одно мгновение; но, так как Он внимал Своему человеколюбию, то и назначил такую продолжительность времени.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 25.

Свт. Филарет (Дроздов)

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились

Изображение потопа в его возрастании отличается полнотою и живостью, соответствущей величию предмета. В оном представляется время потопа, начинающегося в шестисотом году жизни Ноевой, во втором месяце, в семнадцатый день месяца. Дееписатель не показывает, откуда считает он здесь второй месяц. Год же у евреев начинался двояко: гражданский — ближайший к осеннему равноденствию новолунием и месяцем тиcри (Исх. 23:16; Исх. 34:22), а церковный — ближайшим к весеннему равноденствию новолунием и месяцем нисан (Исх. 12:1-2). Но как употребление сего последнего года не восходит далее исхода из Египта, то первый остается единственным для древнейших времен повествования Моисеева (Jos. Antiq. L. I с. 4). Посему начало потопа должно полагать в последней половине осени, во время и обыкновенно дождливое во многих странах.

Причины потопа в природе: разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились. Источники великой бездны суть все пути, по которым воды, собранные при образовании земли в определенные собрания, могут устремляться паки на сушу (Втор. 8:7; Пс. 32:7). Окна небесные отворенные означать могут облака, проливающие дождь в столь необыкновенном количестве, по которому он уподобляется стремлению вод, когда вдруг отнимаются преграды их удерживания (Мал. 3:10).

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 11, 16-17, 21, 23 По исполнении семи дней в шестьсотное лето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седмый день месяца… разверзошася вси источницы бездны великой, и хляби небесныя отверзошася… и затвори Господь Бог Ноя отвне, чтобы при разлитии вод никто не смог сокрушить дверь ковчега и войти в него. И бысть потоп… И умре всякая плоть. И оста Ное един и иже с ним в ковчезе. Источники бездны и небесные хляби отверсты были сорок дней и ночей, и ковчег плавал по волнам сто пятьдесят дней.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Августин

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились

См. Толкование на Быт. 7:10

Еп. Виссарион (Нечаев)

14 Паремия, положенная на вечерне в четверток третьей седмицы Великого поста (Быт 7:11–24, 8:1–3). В сей паремии содержится описание потопа в его на­чале, продолжении и начинающемся прекращении.

Бысть в шестьсотное лето в житии Ноеве, втораго месяца, в двадесять седмый день месяца, в день той разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася

«Шестьсотное лето» Ноева жития падает на 2256 год от сотворения мира, на 3252-й до Рождества Христова. «Втораго месяца, в двадесять седьмый день месяца» - Быто­писатель, определяя время года, когда началася потоп, имеет в виду не церковный год, который установлен в Ветхом Завете не раньше исхода евреев из Египта и начи­нался ближайшим к осеннему равноденствию новолунием, по нашему после 10-го марта (Исх. 12:1-2), а год граж­данский, который начинался в ближайшее после осеннего равноденствия новолуние, по нашему после 10-го сентября (Исх. 13:16, 34:22). Посему под вторым месяцем года потопного должно разуметь часть нашего октября и нояб­ря, а 27-й день второго – это один из дней нашего нояб­ря, – какой именно, неизвестно, потому что неизвестно, в какой день было в тот год новолуние. «В день той разверзошася вси источницы бездны, и хляби небесныя отверзошася» - причиною потопа было устремление на зем­ную поверхность вод с двух противоположных сторон – снизу и сверху. Снизу разверзлись вси источницы бездны, т. е. открылись проходы для воды из подземных огромных вместилищ ее. Существование их доказывается холодными вулканами, нередко случающимися после землетрясений затоплениями огромных пространств водами, выступив­шими из земли (Например, в древние времена затоплена местность Содома и Гоморра, в недавнее время затоплена на несколько десятков верст равнина близ Байкала.), искусственно просверленными колодца­ми, дающими воду даже в Сахарской степи. Подземные вместилища воды, по наблюдениям естествоиспытателей, столь огромны, что в сравнении с ними вся видимая нами и измеряемая вода так же незначительна, как вся видимая нами суша незначительна в сравнении с объемом всего земного шара. Эти наблюдения подтверждаются и исто­рией сотворения земли. По свидетельству бытописателя, земная планета, прежде чем на ней открылась суша, вся покрыта была водой, которая уже в третий день творения «собрася… в собрания своя» (Быт. 1:9). Судя по избытку пер­воначальной воды, которой достаточно было для покрытия всей земли со всеми ее горами и холмами, нельзя разуметь под этими «собраниями» только известные нам моря и реки. Куда же девался этот избыток? Кроме видимых морей, озер и рек, для него нашлось помещение в подземных хранили­щах, внутреннейших полостях и пещерах. Посему псалмо­певец говорит о земле: Господь «на морях основал ю есть и на реках уготовал [утвердил] ю есть» (Пс. 23:1-2). «Испове­дайтеся Господеви,.. утвердившему землю на водах» (Пс. 135:6). И вот из этих-то подземных вместилищ, заключающих в себе несравненно большее количество воды, чем сколько ее находится на поверхности земной, Господь всемогущею Своею силою извел воды для того, чтобы покрыть ими землю, в наказание обитателей ее, подобно тому, как они покрывали ее до третьего дня творения. Подземные воды, открывши себе всевозможные проходы на земле, под морями и реками, усилили воду морей и рек и подняли ее до необыкновенной высоты. – О воде, устремившейся для потопления земного шара сверху, сказано: «и хляби небес­ныя отверзошася. Хляби небесныя» – это запасы воды в облаках и парах земной атмосферы. По наблюдениям есте­ствоиспытателей, в допотопной атмосфере эти запасы были несравненно обильнее, чем в позднейшее время. Ис­копаемые остатки растений и животных, находимые в по­лярных странах, показывают, что климат здесь был весьма умеренный, подобный климату южной России или север­ной Италии, так что там даже зимою температура не опу­скалась до точки замерзания. Такое состояние температуры, по мнению ученых, зависело именно от того, что тог­дашняя атмосфера несравненно больше насыщена была влагою, чем в позднейшие времена, и дожди ниспадали чаще. Еще большие запасы влаги были в странах, удален­ных от полюсов и близких к экватору. Таким образом, в руках правосудного Господа были готовые естественные средства для потопления земли не только внизу, в источ­никах бездны, но также в нижних и верхних слоях воздуха, насыщенных обильной влагой: по манию Господа она уст­ремилась на землю не в виде дождевых капель и струй, а в виде потоков, о силе которых можно получить понятие по сравнению со стремлением воды, прорвавшей плотину, и опустошающей все попадающееся ей на пути. Это именно значит выражение: «хляби небесныя отверзошася», т. е. воды воздушного неба, дотоле как бы запруженные, проторглись и с силой водопада низринулись на землю.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Сальвиан Марсельский

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились

См. Толкование на Быт. 7:10

Лопухин А.П.

В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились

См. Толкование на Быт. 7:10