Толкования на Быт. 7:19

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 19-20 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом; на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы

Премудро устроил человеколюбец Господь, заключив ковчег, чтобы праведник не видел, что делается. В самом деле, если мы, спустя столько лет и столько поколений, слушая только рассказ Писания, чувствуем ужас и приходим в изумление, то что должен был бы чувствовать праведник, если бы он своими глазами видел эту страшную бездну? Как бы он мог вынести это зрелище хоть на краткое время? Не тотчас ли бы с первого же взгляда вышел из него дух, не будучи в силах выдержать зрелища стольких бедствий? Подумай, возлюбленный как мы теперь, и при небольшом наводнении, предаемся страху, боимся за все, и отчаиваемся за самую жизнь. Что же потерпел бы тогда праведник, если бы он видел, как вода поднималась на такую высоту? Выше гор, сказано, «пятьнадесять лактей возвысися вода». Вспомни здесь, возлюбленный, о словах, сказанных Господом: «не имать Дух мой пребывати в человецех сих, зане суть плоть» (Быт.6:3), также: «растлеся земля… и наполнися земля неправды» (Быт.6:11), далее: «виде Господь землю, и бе растленна: яко растли всяка плоть путь свой» (Быт.6:12). Итак, поелику вселенная имела нужду в полном очищении, и надлежало омыть ее от всякой нечистоты, и уничтожить всю закваску прежнего развращения, так, чтобы не осталось и следа нечестия, но произошло как бы обновление стихий, то Господь поступил подобно искусному художнику, который, взяв сосуд, обветшавший от времени и изъеденный, так сказать, ржавчиною, бросает его в огонь, и согнав с него всю ржавчину, переделывает его, преобразует и приводит в прежнее благообразие. Так и Господь наш, очистив всю вселенную этим потопом, и, так сказать, освободив от человеческого нечестия, скверны крайнего растления, сделал ее прекраснейшею и снова явил нам лицо ее светлым, не позволив остаться и следу прежнего безобразия. «Возвысися выше гор пятьнадесять лактей вода». Не без причины Писание рассказывает нам об этом, но – дабы мы знали, что потонули не только люди, и скоты, и четвероногие, и гады, но и птицы небесные, и все звери и другие бессловесные животные, какие только обитали на горах. Для того говорит оно: «возвысися выше гор пятьнадесять лактей», чтобы ты удостоверился, что определение Господне вполне совершилось. Он сказал: «еще седмь дней, и наведу потоп на землю,… и потреблю всякое востание, еже сотворих, от лица земли, от человека до скота, и от гадов до птиц небесных» (Быт.7:4). Следовательно, божественное Писание повествует об этом не для того, чтобы только показать нам, на какую высоту поднялась вода, но – чтобы мы могли, вместе с этим, знать и то, что вовсе не осталось ни одного – ни зверя, ни скота, ни другого животного, но что все они истреблены вместе с родом человеческим. Так как все они созданы для человека, то когда должен был погибнуть последний, естественно, разделяют с ним гибель и они.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 25.

Свт. Максим Туринский

И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом

См. Толкование на Быт. 7:17

Свт. Филарет (Дроздов)

И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом

См. Толкование на Быт. 7:17

Прп. Ефрем Сирин

И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом

См. Толкование на Быт. 7:17

Еп. Виссарион (Нечаев)

14 Паремия, положенная на вечерне в четверток третьей седмицы Великого поста (Быт 7:11–24, 8:1–3). В сей паремии содержится описание потопа в его на­чале, продолжении и начинающемся прекращении.

Вода же возмогаше зело зело на земли: и покры вся горы высокия, яже бяху под небесем

См. Толкование на Быт. 7:18

Лопухин А.П.

И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом

См. Толкование на Быт. 7:17