Толкования на Быт. 8:3

Свт. Иоанн Златоуст

Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней

Какой ум может когда-либо постигнуть это? Пусть так, – дождь прекратился, источники больше не изливали воды и хляби небесные заключились, но как сбыла столь великая вода? Все было бездною: как же столь великое обилие воды стало вдруг уменьшаться? Кто может объяснить это человеческим умом? Что же сказать? Все совершалось по Божию повелению.

Не станем же и мы исследовать, как это было, но будем только верить, что повелел (Бог), и бездна поднялась высоко; повелел, и она остановилась в своем стремлении и возвратилась в свое место, которое ведомо только самому Господу, создавшему ее.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 26.

Свт. Филарет (Дроздов)

Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней

И стали убывать воды по прошествии ста пятидесяти дней. Сии 150 дней суть те же, в которые вода поднималась (Быт. 7:24). Их должно считать от начала потопа, и в них же включаются 40 дней дождя. Ибо как начало потопа соответствует 17–му дню второго месяца (Быт. 7:11), а первый признак уменьшения вод — 17–му дню седьмого месяца (без сомнения, седьмого месяца года, а не потопа) то между сими числами сами собою оказываются 150 дней.

Толкование на Книгу Бытия.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 3-5, 13-14 И умаляшеся вода по сте пятидесятих днех. И седе ковчег… на горах Араратских… и в десятый месяц… явишася верси гор… И бысть в первое и шестьсотное лето… в первый день перваго месяца, изсяче вода от лица земли… В месяц же вторый, который есть Иор (Ияр), в двадесять седмый день месяца изсше земля

Итак, Ной и бывшие с ним находились в ковчеге триста шестьдесят пять дней. Ибо от двадцать седьмого дня второго месяца Иор до двадцать седьмого дня того же месяца другого года по лунному счислению месяцев прошло триста шестьдесят пять дней. Смотри же, и в Ноевом роде считали в году триста шестьдесят пять дней; поэтому можно ли утверждать, что Халдеи и Египтяне изобрели и установили таковое счисление?

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней

См. Толкование на Быт. 8:1

Еп. Виссарион (Нечаев)

14 Паремия, положенная на вечерне в четверток третьей седмицы Великого поста (Быт. 7:11–24, 8:1–3). В сей паремии содержится описание потопа в его на­чале, продолжении и начинающемся прекращении.

И вспять пойде вода идущая от земли: и умаляшеся вода по сте пятидесяти днех

Гонимые ветром воды стали постепенно убывать на суше и возвращаться к первоначальным своим вместилищам: большая часть воды открыла себе, по манию Божию, проходы для стока в подземные полости и пещеры, осталь­ная часть должна была осесть в морских и речных ложах. Такая убыль воды на суше началась ровно по истечении 150 дней после 27 дня второго месяца, когда пошел потопный дождь.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Вода же постепенно возвращалась с земли, и стала убывать вода по окончании ста пятидесяти дней

В параллель картине постепенного возрастания потопа (Быт. 7:17-20), этот раздел дает не менее художественное изображение его постепенного прекращения.

Отметив самый факт ухода воды в свои обычные водовместилища, бытописатель указывает и на детали - во-первых, уменьшение количества воды, во-вторых, остановка ковчега на вершине горы Арарат и освобождение из-под воды вершин других гор.