Толкования на Быт. 8:6

Свт. Филарет (Дроздов)

По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега

Засим следовали опыты, деланные Ноем, дабы узнать о состоянии земли (Быт. 8:6-12). Они начинаются по прошествии сорока дней, конечно, от того времени, когда показались верхи гор. Ибо такое число дней и необходимо нужно предположить до открытия равнин.

Толкование на Книгу Бытия.

Блаж. Августин

Ст. 6-7 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Неизвестно, когда придет самый последний час, а ты говоришь: я исправляюсь. Когда ты исправишься, когда переменишься? Завтра, отвечаешь ты. И всякий раз говоришь: завтра, завтра. Ты превратился в ворона. А я говорю тебе: когда ты каркаешь по-вороньи, ждет тебя погибель. Ведь тот ворон, голосу которого ты подражаешь, вылетел из ковчега - и не вернулся. Ты же, брат, вернись в Церковь, которую означал тот ковчег.

Проповеди (на день Пасхи).

Блж. Иероним Стридонский

Ст. 6-7 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Вместо «двери» в еврейском тексте написано «отверстие». И о вороне иначе говорится: «Выпустил ворона, и он полетел, улетая и возвращаясь, пока не осушилась земля от воды».

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

Паремия, положенная на вечерне в пяток третьей седмицы Великого поста (Быт. 8:4–21). В сей паремии повествуется об окончании потопа при Ное, об изшествии Ноя из ковчега и о жертвоприношении Ноевом.

Ст. 6-7 И бысть по четыредесятих днех отверзе Ное оконце ковчега, еже сотвори, и посла врана (видети, аще уступила вода от лица земли): иизшед не возвратися, дóндеже изсяче вода от земли

Спустя 40 дней после того, как показались верхи гор, Ной выпускает ворона, чтобы узнать, не освободились ли от вод равнины и долины, в надежде, не вернется ли ворон в ковчег с какими-нибудь вещами, какие можно найти только на равнинах и долинах. Сам Ной не мог лично разведать о состоянии земли потому, что вне ковчега все подернуто было туманом от испарений, поднимаемых с земли солнечным жаром, и потому трудно было составить понятие о состоянии земли, тем паче, что и неудобно было наблюдать из узкого отверстия в кровле судна. Ной, при­поминая, что наводнение покрыло равнины и подняло ков­чег чрез 40 дней дождевого ливня, заключил, что столько же времени потребуется для освобождения их от воды, и потому ждал 40 дней по открытии горных вершин, прежде чем решился сделать опыт с вороном. Опыт этот, впрочем, не удался. Ворон, выпущенный на волю, совсем не возвра­тился к Ною; в пище он не нуждался, потому что находил ее с избытком в плавающих трупах, которых еще не успели истребить рыбы; не нуждался также в пристанище внутри ковчега, – он садился на вершинах гор или прилетал на кровлю ковчега. Посему чрез ворона нельзя было узнать, открылись ли равнины, и насколько открылись. –«Донде­же изсяче вода от земли». Само собою разумеется, это не то значит, что ворон наконец возвратился в ковчег, когда уже иссякла вода; если у него не было охоты возвратиться в ковчег при продолжавшемся наводнении равнин, можно ли думать, чтобы она открылась в нем по совершенном прекращении наводнения, когда и голубь, животное руч­ное, уже не возвратился в ковчег. Бытописатель этим обо­ротом речи хотел сказать только, что ворон совсем не возвращался в ковчег, ни до иссякновения вод с земли, ни после. Если вершины гор обнажились от воды спустя два месяца (или 63 дня) после остановки ковчега, то ясно, что вершина, на которой он сел, и которая, следовательно, скорее, чем другие, близка была к обнажению, была самая высокая, по всей вероятности, большой Арарат; но и эта вершина, конечно, обнажилась не вдруг после того, как остановился на ней ковчег, сидевший на 15 лактей в глу­бину, а спустя несколько времени, ибо едва ли вода потоп­ная, медленно, в продолжении пяти месяцев поднимавшая­ся, на другой же день после пятимесячного возрастания могла вдруг убыть настолько, чтобы открылись хотя бы такие возвышенные пункты, как большой Арарат. – Пер­вый день десятого месяца, это по-нашему один из дней июля.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Беда Достопочтенный

Ст. 6-7 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Когда прекратился потоп, Ной захотел узнать, в каком состоянии находится лик земли, и выпустил из ковчега ворона; тот же не удостоил вернуться к ковчегу. Этот ворон означает тех, которые хотя и омылись водами крещения, однако не пожелали снять с себя чернейшие одежды ветхого человека и исправить свою жизнь, но, едва удостоившись обновления через помазание Святого Духа, тотчас отпали от внутреннего единства вселенского мира и покоя, обратившись к внешнему, то есть к желаниям века сего. [Потом выпустил Ной голубку, и она к вечеру возвратилась к нему, неся в клюве ветку оливы со свежими листьями.]

Гомилии на Евангелия.

Аврелий Пруденций

Ст. 6-7 По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега и выпустил ворона, [чтобы видеть, убыла ли вода с земли,] который, вылетев, отлетал и прилетал, пока осушилась земля от воды

Оповещая о том, что потоп убывает, к ковчегу

в клюве голубка несет зеленую ветку оливы.

Ворон, на мерзкую кинувшись хищно падаль, сгинул, она же

Новые вести благие несет о ниспосланном мире.

Исторические образы.

Лопухин А.П.

По прошествии сорока дней Ной открыл сделанное им окно ковчега

«По прошествии сорока дней…» Эти сорок дней, очевидно, должно считать с момента остановки ковчега на горах Араратских, т. е. после 270 дней.