Толкования на Быт. 9:1

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 1-4 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю. да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте

Нельзя здесь не подивиться безмерной благости Господа. Смотри, в самом деле, праведник этот удостаивается того же самого благословения, какого (удостоился) Адам, и утраченное Адамом владычество возвращает себе своею добродетелью, или – лучше сказать – по неизреченному человеколюбию Господа. Как тому (Бог) сказал: «раститеcя и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, и пресмыкающимися и птицами небесными и зверями земными» (Быт.1:28), так говорит и теперь: «и страх и трепет ваш будет на всех зверех земных и на всех птицах. И всякое движущееся, еже есть живо, вам будет в снедь: яко зелие травное, дах вам все. Точию мяса в крови души да не снесте». Смотри, здесь соблюдается, только в другом виде, тоже самое правило, как и в отношении к первому человеку. Как там Бог, даровав (Адаму) власть над всем, и, дозволив наслаждаться райскими плодами, повелел только воздерживаться от одного дерева, так и здесь, преподав (Ною) благословение и сделав его страшным для зверей и подчинив ему всех пресмыкающихся и птиц, говорит: «всякое движущееся, (еже есть) живо, вам будет в снедь: яко зелие травное, дах вам все». С этого-то времени начинается употребление в пищу мяса, не для того, чтобы чрез это возбудить людей к чревоугодию, но, так как они должны были животных приносить в жертву и чрез это воздавать благодарность Господу, то, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их, как посвященных Богу, Он дает людям позволение употреблять животных в пищу, и чрез это освобождает их от всякого недоумения. «Яко зелие травное, – говорит, – дах вам все». Потом, как Адаму, дозволив пользоваться всем, Бог повелел воздерживаться от одного дерева, так и здесь, дозволив свободно употреблять в пищу все, говорит: «точию мясо, в крови души да не снесте». Что же означают эти слова? Что такое: «мясо в крови души»? Это значит – удавленина – потому что кровь есть душа животного.

Так, в виду того, что люди должны были со временем приносить животных в жертву Богу, Он как бы дает им такое наставление: кровь назначена Мне, а мясо вам. А это делает Он для того, чтобы с самого начала остановить в них наклонность к человекоубийству.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 27.

Свт. Кирилл Александрийский

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю

См. Толкование на Быт. 8:18

Свт. Филарет (Дроздов)

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю

Изобразив волю Божию, обновляющую мир после потопа и приводящую его в безопасность от подобных казней, св. повествователь представляет еще два откровения подобного содержания (Быт. 9:1-7; Быт. 9:8-17). Но поелику сия плодовитость не может быть излишеством, то должно заключить, что два последних повествования имеют цель, отличную от первого. Слова сих откровений обращены не к одному Ною, как прежде (Быт. 6:13; Быт. 7:1; Быт. 8:15), ниже ко всем живущим тварям, чего, по–видимому, требовало содержание оных (Быт. 9:1, 5, 10, 11, 15, 16) и что не есть беспримерно в Св. Писании (Быт. 50:22), но к Ною и сынам его (Быт. 9:1, 8). Сие уже дает разуметь, что существенный предмет сих откровений касается не одного дома Ноева, ниже всех живущих тварей, но Ноя и его потомства, то есть рода человеческого. Действительно, первое откровение относится к человеку в состоянии природы и общежития; а второе поставляет его в царстве Благодати и веры.

Состояние природы и общежития Бог обновляет своим благословением подобно как сие было по сотворении человека (Быт. 1:28). Сие благословение Божие заключает в себе права умножать свой род и обладать тварями. Употребление их Откровение определяет и обеспечивает некоторыми особливыми законами (Быт. 9:2-6).

Толкование на Книгу Бытия.

Мч. Иустин Философ

Ст. 1-3 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю [и обладайте ею]; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, [и весь скот земной], и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все

Бог также повелел вам [евреям] воздерживаться от некоторых яств, чтобы вы и во время принятия пищи и пития имели пред глазами Бога, так как вы непостоянны и склонны оставлять познание о Нем, как говорит Моисей: сел народ есть и пить, а после встал играть (Исх. 32:6). И в другом месте: И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его (Втор. 32:15). Но что Бог позволил Ною, мужу праведному, есть всякое животное (кроме мяса в крови), которое умерло само собою, это рассказано вам Моисеем в Книге Бытия. Трифон хотел возразить мне словами как зелень травную, но я предупредил его и спросил: почему вы слова как зелень травную принимаете не в том смысле, в каком они сказаны Богом: то есть как злаки Бог сотворил для пищи человеку, так и животных дал для того, чтобы он ел мясо? Но как мы некоторых растений не едим, так будто бы - как вы говорите - еще в то время Ною повелено делать различие между животными. Такое объяснение ваше не может быть принято.

Прежде всего, я мог бы легко доказать, что всякий злак есть трава и употребляется в пищу, но не буду останавливаться на этом. Положим, что мы делаем различие между злаками травными и не все растения едим. Однако это не потому, что они нечисты и скверны, а потому, что они или горьки, или ядовиты, или колючи; но все растения сладкие, питательные и прекрасные, растут ли они на море или на земле, мы вкушаем с удовольствием. Отсюда следует, что Бог чрез Моисея повелел вам воздерживаться от животных нечистых, хищных и свирепых потому, что вы, евшие манну в пустыне и видевшие все чудеса, сотворенные для вас Богом, слили золотого тельца и поклонялись ему. Справедливо Бог всегда говорит о вас: род развращенный; дети, в которых нет верности (Втор. 32:20).

Беседа с Трифоном иудеем.

Прп. Ефрем Сирин

Ст. 1, 4-6 И благослови Бог Ноя и сыны его, чтобы растились и множились, и чтобы страх их был на всякой плоти, в море и на суше. Точию мяса в крови души да не снесте, то есть не вкушайте незакланного животного и мяса, пока не истекла из него кровь, в которой душа животного. Так, Бог Ною и детям его оставляет три завета: во-первых, повелевает не есть крови животных, во-вторых, обещает воскресение, в которое взыщется кровь от всех зверей, в-третьих, изрекает, что всякий убийца должен быть умерщвляем. Крови бо вашей… от руки всякаго зверя изыщу… и от руки человека. Взыскивает Бог крови и здесь, и в будущем веке. Здесь взыскивает, определяя убийце смерть, потому повелел побивать камнями даже вола, который избодет человека (Исх. 21:28). Взыщет и при конце, потому что в день воскресения звери возвратят пожранную ими плоть человеческую. От руки человека брата изыщу душу человека, как определил наказание и Каину за кровь Авеля. То же означают и эти слова: Проливаяй кровь человечу, в ея место его пролиется между человеками. Словами же: яко во образ Божий сотворих человека, - показывается, что человек, подобно Богу, облечен властью живить и мертвить.

Толкование на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XVI. Паремия, положенная на вечерне в понедельник четвертой седмицы Великого поста (Быт. 8:21–22, 9:1–7). В сей паремии содержится обетование и заповеди Божии Ною после потопа.

И благослови Бог Ноя и сыны его и рече им: раститеся и множитеся, и наполните землю и обладайте ею

Благословение плодиться и размножаться, наполнять землю и обладать ею дано было первым людям по их сотворении (Быт. 1:28). То же благословение Господь по­вторяет Ною и сыновьям его, так как от них род человечес­кий должен был вновь расплодиться на земле, обновленной после потопа. Не видно, чтобы у Ноя родились дети после потопа; посему если вместе с сыновьями Ноя благословля­ется к чадородию отец их, сие значит, что он благословля­ется в лице их.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю

Бог благословляет Ноя

Подобно тому, как родоначальник первого мира - Адам, тотчас же по сотворении, получил от Бога особое благословение (Быт. 1:28-30), и родоначальник второго мира - Ной получает подобное же благословение. Как то, так и это благословение одинаково касается трех пунктов: размножения человека, его власти (обладания) над животными и его питания. Сила этого божественного благословения касалась не одного только праведного Ноя, но и «сынов его», т. е., как наличного, так и будущего его потомства, короче сказать - всего человеческого рода, обновленного теперь и призванного к новой жизни.

«плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» Но не добавлено, как некогда Адаму: «и обладайте ею» так как человек через грехопадение утратил эту богоподобную силу или, по крайней мере, сильно умалил и сократил эту богоподобную свою способность. И только второй Адам - Господь наш Иисус Христос, уничтоживший власть греха, снова покорил все под ноги Свои и не оставил ничего Ему непокоренного (1 Кор. 15:27; Еф. 1:22; Евр. 2:8).