Толкования на Быт. 10:7

Свт. Филарет (Дроздов)

Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан

Сева. О потомстве его упоминается в пророчестве Исаии (Ис. 45:14), где Бог отдает Киру торговлю Куша и Савеев. Флавий показывает город Сава в Эфиопии африканской.

Хавила. Сие имя находится еще между сынами Иоктана (Быт. 10:29). От Хавилы, сына Хусова, производят Хавлан, иначе Йемен, в Аравии.

Савта. Темные следы поселения и переселения потомства его находят в именах: Саффа (город счастливой Аравии у Птолемея), Саффа (остров или полуостров Персидского залива у того же писателя), Мессаваты (которых Плиний полагает в пределах Персии).

Раама. По произношению семидесяти толковников Регма. Признаки сего племени у Иезекииля (Иез. 27:22) с вероятностью показывают страну в Аравии близ Персидского залива, где город Регма, по Птолемею.

Савтеха. Имя, которое не встречается более в священных книгах и которое бесполезно преследовать догадками.

Шева. То же имя встречается опять в сем родословии (Быт. 10:28) и еще в родословии Авраама (Быт. 25:3). К упоминаемому здесь родоначальнику Бохарт относит те места Св. Писания, где имя Шева соединяется с именами Куша или его потомков (Пс. 71:10; Иез. 27:23; Иез. 38:13), и полагает его потомство при Персидском заливе, где народ Асабы, по Птолемею, и горы Сабо у Арриана.

Дедан. Одно племя сего имени жило в соседстве с Идумеями (Иер. 25:23; Иер. 49:8), а происходило от Дедана, внука Авраамова (Быт. 25:3). Другое, по описанию Иезекииля (Иез. 27:15; Иез. 38:13), должно полагать при море в соседстве Шевы. Отсюда может быть город Даден при Персидском заливе.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан

От Сабы – сабеи, о которых Вергилий пишет:

Но лишь у сабеев – курильные ветви

[Георгики II, 117]. И в другом месте:

Курится в храме сабейский

Ладан на ста алтарях*

[Энеида I, 416–417].

Эвила (гетулы), связанные пустыней, живут в более отдалённой части Африки. От Сабаты – сабатеи, которые теперь зовутся астабарами. Регма и Сабатака постепенно утратили свои древние наименования, и как они теперь называются вместо прежнего, неизвестно.

Здесь Саба пишется через букву sin, а выше – через samech. От того Сабы прозваны, как я сказал, сабеи. А под этим Сабой понимают Аравию, так как в 71 псалме, где у нас сказано: «Цари аравийские и Саба принесут дары», в еврейском тексте написано: «Цари Сабы и Саба». Первое имя через sin, а второе через samech. Дадан – это народность на западе Эфиопии.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Аврелий Пруденций

Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан

См. Толкование на Быт. 10:6

Лопухин А.П.

Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан

«Сыны Хуша: Сева:» Это имя, хотя и с некоторым отличием в правописании (אבמ Себа и אבט Шеба), встречается в данной генеалогии и еще раз при исчислении потомков Сима; отсюда и возникает трудность разграничить и определить территорию тех и других савеев. Ближе всего к истине, по-видимому, показание И. Флавия, определяющего местоположение кушитской Савеи на севере Нубии, в области Мерое (Иудейские Древн. 2:10, 2); хотя этим нисколько не исключается и то предположение, что до переселения в Африку эти Савеи обитали где-либо в Азии, напр., в Йемене или южной Аравии, как думает блаженный Иероним. Священное Писание благоприятствует каждому из этих взглядов, когда, с одной стороны, называют Саву отдаленной южной страной (Пс. 71:10; Ис. 43:3; Ис. 45:14), с другой – соединяет ее с землей Куш или Ефиопией.

«Хавила…» По ясным свидетельствам классических писателей (Птолемея, Плиния, Марциала и др.) хавлотеи населяли африканский берег, пограничный с Баб-эль-Мандебским проливом. Иосиф Флавий (Иудейские Древн. 1:6, 2) отождествляет их с гетулами, жившими по оазисам Ливийской пустыни. Но столь же решительные свидетельства Библии (Быт. 2:1, 4; Быт. 25:18) побуждают искать эту землю в пределах Тигра и Евфрата. Лучшим примирением этих показаний служит то предположение, что были две страны с тем же самым названием и населением: одна – азиатская, служившая местом первобытного обитания, другая – африканская, явившаяся следствием позднейшей эмиграции. Таким образом, здесь повторяется та же история, что с землей «Куш» и со страной «Сава», когда колония и метрополия носят одно и то же имя и часто даже меняются ролями.

«Савта…» По предположению И. Флавия, этим именем обозначался народ «астабары», населявший ту часть Ефиопии, которая теперь называется Атбарой, а в древности называлась Астабаром. По мнению же Птолемея и здесь разумеется Сабота (или Саббата), главный город Счастливой Аравии.

«Савтеха…» По псевдо Ионафановскому таргуму, это – одна из негритянских провинций, хорошо известная из древнеегипетских памятников, где она встречается под формой Субаток; она лежала на восточном берегу Персидского залива, в области Карамании.

«Раама… Сыны Раамы: Шева и Дедан…» Определению Раама и его сыновей всего больше помогает пророк Иезекииль, который говорит о купцах Саввы и Раммы и о торговле Дедана (Иез. 27:22; Иез. 38:13), которую все эти народности вели с Тиром, столицей Финикии; по этим признакам ученые полагают, что все три вышеназванные народа обитали в приморской области Аравии, славившейся своими естественными богатствами и представлявшей все удобства для развития торговли. В Священном Писании имеются и более частные указания на Саву, как главный город Счастливой Аравии (3 Цар. 10:1; Иов. 1:15; Иов. 6:19; Пс. 71:10, 15; Ис. 60:6; Иер. 6:20; Иез. 27:22; Иоиль 3:8), и на Дедан, расположенный на берегу Персидского залива (Ис. 21:13; Иер. 49:8; Иез. 25:13; Иез. 27:15). Быть может, библейский Дедан был на том же месте, где и современный Даден. Таким образом, весь род хушов занял южную часть Аравии, восточный берег Африки и северную часть Персидского залива, причем, многие из племен этого рода значительные части всего своего состава выделяли для переселения в пределы Африки, благодаря чему и получалось по две соименных и одноименных страны: одна – в Азии, другая – в Африке.