Толкования на Быт. 12:4

Свт. Иоанн Златоуст

И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана

Слышали вы, возлюбленные, какие повеления Господь дал халдеянину, старцу, который не знал и закона, не читал и пророков, и не получил никакого другого наставления? Видите, как важны эти повеления? Какая высокая и доблестная душа требовалась для исполнения их? Посмотрите же и на благопокорность патриарха, как ее изображает нам Писание. «И иде, – говорит, – «Аврам, якоже глагола ему Господь Бог, и идяше с ним Лот». Сказано не просто: «иде Аврам», но: «якоже глагола ему Господь Бог», – то есть, он исполнил все, что заключалось в повелении. Бог сказал, чтобы он оставил все, и родство, и дом – и он оставил. Сказал, чтобы он шел в землю, которой не знал – он послушался. Обещал «сотворить» его «в язык» велий и благословить – он поверил, что сбудется и это. Словом, «как глаголал ему Господь» Бог, так он «и иде», то есть, поверил словам Божиим, нисколько не колеблясь и не сомневаясь, и пошел с твердым духом и решимостию: за то и удостоился великого благоволения от Господа. «И идяше, – сказано, – и Лот с ним». Почему, когда Бог сказал: «изыди от земли твоей, и от рода твоего, и от дому отца твоего», почему он взял Лота? Не по ослушанию против Господа, но конечно потому, что (Лот) был молод и (Авраам) заступал ему место отца; да и тот, по любви к нему и кроткому нраву (Авраама), не хотел разлучиться с праведником: по этой-то причине Авраам и не хочет его оставить. К тому же, он смотрел уже на него, как на сына, потому что, и дожив до такого возраста, не имел еще своих детей по причине неплодства Сарры. Да и нрав этого юноши не много разнился от (нрава) праведника. Уже то самое, что он (Лот), имея в виду двух братьев, присоединился именно к праведнику, показывает, что у него довольно было ума, чтобы рассудить и решить, которому из дядей вверить судьбу свою. И решимость отправиться в путь представляет новое доказательство доброй нравственности (Лота): хотя впоследствии он несколько и погрешил, когда взял себе лучшую часть земли (Быт.13:11), однако ж старался идти по следам праведника. Вот почему и праведник взял его в спутники себе, и он с готовностию променял жизнь домашнюю на странническую. Далее, дабы мы знали, что Господь повелел это патриарху не в юности его, но тогда, как он уже пришел в старость, когда люди большею частию бывают довольно нерасположены к путешествиям, Писание говорит: «Авраам же бе лет седмидесяти пяти, егда изыде от (земли) Харран». Видишь, как ни возраст, ни другое что-либо, способное привязать его к домашней жизни, не послужило ему препятствием, напротив, любовь к Богу, победила все. Так, когда душа бодра и внимательна, то преодолевает все препятствия, вся устремляется к любимому предмету, и какие бы ни представились ей затруднения, не задерживается ими, но все пробегает мимо, и останавливается не прежде, как достигнув желаемого. Вот почему и этот праведник, хотя мог быть удерживаем и старостию, и многими другими препятствиями, разорвал однако ж все узы, и, как юноша, бодрый и ничем не задерживаемый, поспешил и ускорил исполнить повеление Господа. Да и не возможно кому бы то ни было, кто только решится совершить что-нибудь славное и доблестное, невозможно исполнить это, не вооружившись заблаговременно против всего, что может препятствовать такому предприятию. Хорошо знал это и праведник, и оставив все без внимания, не задумавшись ни о привычке, ни о родстве, ни об отцовском доме, ни о гробе (отца), ни даже о своей старости, все свои мысли направил к тому только, как бы ему исполнить повеление Господа. И вот представилось чудное зрелище: человек в самой глубокой старости, с женою, также престарелою, и с множеством рабов переселяется, не зная даже и того, где окончится его странствование. А если еще подумать кстати и о том, как трудны были в то время дороги (тогда нельзя было, как теперь, свободно приставать к кому угодно, и таким образом совершать путь с удобством, потому что по всем местам были разные начальства, и путешествующие должны были от одних владельцев отправляться к другим и почти каждый день переходить из царства в царство), то и это обстоятельство было бы для праведника достаточным препятствием, если бы он не питал великой любви (к Богу) и готовности исполнить Его заповедь. Но он все эти препятствия разорвал как паутину, и, укрепив ум верою и покорясь величию Обещавшего, отправился в путь.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 31.

Свт. Филарет (Дроздов)

И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана

Путешествие сие долженствовало начаться из Ура, как отечественной земли Аврама, и следственно, при жизни Фарры, но Моисей, уже упомянув о сем в истории сего последнего (Быт. 11:31), довольствуется теперь показать то, что по смерти его Аврам и Лот возобновили и продолжали сие путешествие.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана

Возникает неразрешимый вопрос: если Фара, отец Авраама, всё ещё находясь в земле Халдейской, в 70 лет родил Аврама, а затем умер в Харране в 205 лет, то каким образом теперь, после смерти Фары, упоминается, что, выходя из Харрана, Аврам был 75 лет, когда получается, что от рождения Аврама до смерти его отца прошло 135 лет? Таким образом, верно предание евреев, о котором я сказал выше, что Фара вышел со своими сыновьями из «огня халдейского» и что Аврам, находясь среди вавилонского огня за то, что не пожелал ему поклониться, был освобождён благодаря Божьей помощи; и с того времени, когда он исповедал Господа, презрев халдейских идолов, исчисляются дни его жизни и возраст. Но, поскольку Писание оставило это неопределённым, может оказаться, что Фара, выйдя из Халдеи, пришёл в Харран за несколько лет до смерти. Или он в действительности пришёл в Харран сразу после гонений и там задержался несколько дольше. Итак, если кто-либо не согласен с вышеизложенным, то пусть найдёт другое решение, и тогда ему будет прилично отвергнуть сказанное мной.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XX. Паремия, положенная на вечерне в пяток чет­вертой седмицы Великого поста (Быт. 12:1–7). В сей паремии содержится повествование о переселе­нии Аврама из Харрана в землю Ханаанскую.

И иде Аврам, якоже глагола ему Господь, и идяше с ним Лот: Аврам же бе седмидесяти пяти лет, егда изыде от [земли] Харран

Неизвестно, сколько времени прожил Аврам в Харране с отцом своим Фаррою. Судя по тому, что Господь, вызывая его из Харрана, называет эту страну землею его (Быт. 12:1), подобно тому, как этим же именем назван Ур халдейский, где Аврам родился (Деян. 7:3), также по тому, что он в Харране успел сделаться зажиточным человеком (Быт. 12:5), – долж­но полагать, что он прочно водворился в этой стране, немало жил в ней и привык к ней, как к новому своему отечеству. Но как ни сильна была в нем эта естественная привычка, он поспешил оставить Харран, как только пришло к нему повеление о сем от Бога; до сих пор могла удерживать его в Харране воля отца его Фарры, но теперь не стало этого препятствия: Фарра умер (Быт. 11:32; Деян. 7:4). В год смерти отца сыну было 75 лет. – От Харрана расходились два великих караванных пути, ведшие с одной стороны к бродам Евфрата, с другой к бродам Тигра. Конечно, по указанию Божию Аврам, в сопровождении Лота, держал путь к Евфрату, хотя не знал, в какую землю за этой рекой приведет его Господь.

Толкование на паремии из книги Бытия.

Беда Достопочтенный

И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана

Конечно же, в том, что он по велению Бога оставляет свою землю, родство и дом отца своего, ему должны следовать все сыны обетования, к которым и мы относимся (ср. Гал. 3:19). Мы оставляем нашу землю, когда отказываемся от удовольствий плоти; оставляем наше родство, когда, насколько по силам людям, совершаем усилие над собой для избавления от пороков, с которыми родились; оставляем дом отца своего, когда ради любви к жизни небесной хотим оставить сам этот мир вместе с князем его - диаволом (ср. Ин. 12:31; Еф. 2:2). Все мы действительно - в силу первородного греха - рождаемся в мир как сыны диавола. Тем не менее через благодать возрождения все относящиеся к семени Авраама становятся сынами Божиими, поскольку Отец наш, сущий на Небесах (Мф. 6:9), говорит нам, то есть Церкви: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего (Пс. 44:11).

О Бытии.

Лопухин А.П.

И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана

Он отправляется вместе с Лотом из Харрана

«И пошел Аврам, как сказал ему Господь…» В последних словах некоторые видят указание на новое богоявление Авраму, бывшее уже в Харране и по смерти его отца Фарры.

«и с ним пошел Лот…» «Не по ослушанию против Господа, - говорит святой Иоанн Златоуст, - но, конечно, потому, что Лот был молод, а Аврам заступал ему место отца; да и тот, по любви к нему и кроткому нраву, не хотел разлучиться с праведником». Вот почему и Апостол Петр говорит о Лоте, что он подражал благочестию и вере Аврама (2 Пет. 2:7).