Толкования на Быт. 14:14

Свт. Амвросий Медиоланский

Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана

Узнав об этом, Авраам сосчитал рабов своих, рожденных в доме его, и, с триста восемнадцатью мужами одержав победу, освободил племянника. Здесь показано, что они разделились в согласии, ибо Авраам настолько любил племянника, что ради него не уклонился даже от опасности войны. Что значит сосчитал? Это означает избрал. Поэтому то, что сказал Господь Иисус в Евангелии, относится не только к знанию Бога, но и к благодати праведных: А у вас и волосы на голове все сочтены (Лк. 12:7). Ведь познал Господь Своих (2 Тим. 2:19), а не Своих Он не удостаивает знать. Авраам же сосчитал триста восемнадцать мужей, чтобы ты знал, что здесь выражается не численное количество, а заслуга их выбора. Ведь он принял тех, кого счел достойными принадлежать числу верных, кто верует в страдание Господа нашего Иисуса Христа. Ведь буква Т в греческом означает триста, а сочетание IH - десять и восемь - выражает имя Иисуса. Итак, Авраам победил благодаря тому, что заслужил это верой, а не многочисленным войском. И действительно, он одержал победу над теми, кому подчинялись войска пяти царей, выступив всего с несколькими домочадцами.

Об Аврааме.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 14-16 Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ

Подумай здесь, возлюбленный, о доблестном мужестве праведника, как он, положившись на силу Божию, не убоялся могущества врагов, когда узнал о сделанном ими поражении, как, т. е., они сначала восстали против всех народов, одолели амаликитян и всех прочих, потом напали на содомлян, обратили и их в бегство и похитили все их имение. Для того-то божественное Писание и рассказало нам предварительно все это, сколько, т.е., они успели сделать силою своего мужества, чтобы ты познал, что патриарх поразил их не телесною силою, но верою в Бога, ограждаемый помощию свыше, совершил это не посредством оружия, копьев, стрел и натянутых луков, но с своими только домочадцами.

Но для чего, скажешь, божественное Писание показало и число домочадцев – триста и восемнадцать? Для того, чтобы ты знал, что он взял не всех, кто только случился, но домочадцев, которые воспитывались вместе с Лотом, дабы они с большим усердием совершили мщение, сражаясь как бы за своего господина. Усматривай и безмерную силу Божию из того, как легко одержана победа. «Нападе на ня, – сказано, – нощию сам и отроцы, и порази их, и гони их». Вышняя десница ему помогала и споборала. А потому и не нужно было ему ни оружия, ни воинских хитростей, но, едва только он явился с своими слугами, как одних (из врагов) поразил, других обратил в бегство, и то и другое совершил с полным успехом: никто не противодействовал ему; возвратил он и конницу царя содомского, и племянника своего Лота, и все имущество, и жен. Видишь, для чего (Господь) попустил одному Лоту быть в плену, тогда как другие спаслись бегством? Для того, именно чтобы и явлена была добродетель патриарха, и ради Лота получили спасение многие другие. И вот возвратился Авраам с великими и славными трофеями, ведя за собою, вместе с Лотом, и конницу, и жен, и прочее имение, громко проповедуя пред всеми и звучнее трубы возглашая, что он сделал нападение и одержал победу не человеческою силою, не телесною крепостию, но всесовершающею вышнею десницею. Видишь, как праведник постоянно делается более и более славным, и каждый раз всем показывает Божие о нем попечение. Посмотри, наконец, как он делается учителем благочестия и для содомлян.

Беседы на книгу Бытия. Беседа 35.

Свт. Филарет (Дроздов)

Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана

До Дана. Если сим означается город, получивший свое имя от Дана, сына Иаковлева, называвшийся прежде Лаис (Нав. 19:47; Суд. 18:29), то сие слово, без сомнения, не может принадлежать Моисею. Но Даном также, по свидетельству Флавия (Antic. L. I, с. 10), назывался один из источников Иордана, и в сем знаменовании оное имя могло быть древнее Моисея.

Толкование на Книгу Бытия.

Блж. Иероним Стридонский

Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана

До финикийского города, который сейчас называется Паней. Но Дан – это и название одного из [двух] истоков Иордана. А другой исток называется «Иор», что переводится как ῤεῖτρον, то есть «ручей». Итак, Иордан в своём последующем течении называется от двух, объединённых в одно русло истоков, недалеко отстоящих друг от друга.

Еврейские вопросы на Книгу Бытия.

Еп. Виссарион (Нечаев)

XXII. Паремия, положенная на вечерне седьмой недели по Пасхе, на воспоминание первого Вселен­ского собора (Быт. 14:14–20). В сей паремии содержится повествование о походе Аврама против царей, захвативших в плен Лота, о победе его над ними и о торжественной встрече победителя.

Слышав Аврам, яко пленен бысть Лот братания [племянник] его, сочте домочадцы своя триста и осьмнадесять, и погна вслед их даже до Дана

Вскоре после того, как Лот поселился в Содоме, Ходоллогомор, царь Еламский (царь народа, принадлежавше­го к Симову потомству (Быт. 10:22) и жившего на севере от Персидского залива), с тремя союзными царями вторгнулся во владения царей Содома, Гоморры, Адама, Севоима и Сигора, для наказания этих царей за то, что они отложились от него после двенадцатилетней покорности ему. Произошло сражение на долине Смоляной «[Сиддим]», где теперь Мертвое море, – и кончилось поражением отложившихся царей. Побежденные бросились бежать в горы, и в бегстве многие попадали в смоляные колодцы, которыми покрыта была долина. Победители взяли всю конницу у содомлян и гоморрян, все хлебные их запасы, множество людей захватили в плен, и в числе их Лота, племянника Аврамова, со всем его имуществом, и удали­лись к северу (Быт. 14:1-13). Получив известие от одного из уцелевших в бегстве о плене Лота, Аврам по сострада­нию к близкому своему родственнику, которого несмотря на разлуку с ним продолжал любить, – решился освобо­дить его силой. Для сего он «сочте домочадцы своя триста и осьмнадесять». Домочадцы – это рабы, рожденные в доме господина; этих-то рабов, более верных и преданных господину, чем приобретенные куплею, – Аврам «сочте», т. е. собрал в числе 318 душ, приказал им вооружиться, и, став во главе этого отряда, «погна в след их [неприятелей] даже до Дана», т. е. пустился за ними в погоню и настиг их на северной границе Палестины, «у Дана» (чтобы означить две самые крайние точки обетованной земли на севере и юге, Священное Писание часто употребляет выражение от Дана до Вирсавии.), местности, ле­жавшей при истоках Иордана. В походе участвовали с Аврамом союзники его: Мамврий с братьями Есхолом и Авнаном (Быт. 14:24).

Толкование на паремии из книги Бытия.

Лопухин А.П.

Аврам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана

Аврам освобождает его

«Аврам… вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать» Решившись идти на выручку несчастного своего племянника Лота, Аврам вооружает с этой целью всех своих «домочадцев», как выражается наш славянский перевод, т. е. рабов, рожденных в его доме (а не приобретенных куплею), а потому и более верных и надежных. И таких-то людей нашлось у него только 318 человек. Священный историк точно указывает эту цифру, по-видимому, с тем намерением, чтобы, при виде такого слабого и малочисленного, по сравнению с громадными союзными войсками Кедорлаомера, отряда, очевидней и осязательнее сделать божественную помощь Авраму.

«и преследовал неприятелей до Дана…» Т. е. гнался за неприятелем и настиг его только у Дана. Большинство экзегетов полагает, что имя этого города взято уже из позднейшей послемоисеевой эпохи; древнейшее же наименование его было «Лаис» (Нав. 19:47; Суд. 18:29). В Священном Писании «Дан» часто употребляется для обозначения крайнего пункта Палестины на севере, и в этом смысле противополагается Вирсавии на юге (Суд. 20:1; 1 Цар. 3:20; 2 Цар. 3:10; 2 Цар. 17:11).